История охоты в Исламе и сахабы-охотники

Из книги “Книга охоты”. По вопросам приобретения и сотрудничества – пишите на ватсап или телеграм +79969094211. Статья аманат. Любое копирование и использование без разрешения автора запрещено.

История охоты неразрывно связана с историей человечества. Человек охотился с незапамятных времен, и мы находим разные охотничьи принадлежности в раскопках: наконечники стрел, крючки, некоторые виды ловушек и т.д., а так же наскальные рисунки, картины на папирусе и глиняных дощечках. Если посмотреть на историю пророков, то в некоторых источниках упоминается, что Исмаиль عليه السلام был рыбаком: ловил рыбу в реках и море и продавал на рынках. Один из величайших муфассиров – Ат-Табари – в своем труде отмечает, что первым из лука стал стрелять Адам عليه السلام.

Если рассмотреть период становления Ислама, то охотники немаловажную роль играли в разных походах.

Например, из-за хорошего знания местности и ориентирования на ней, вели походы, в то же время добывали еду. (Ибн Касир, Аль-Фусуль фи Сират ир-Расуль). Среди сахабов самым известным охотником считается Хамза ибн Абдуль Муталлиб  رضي الله عنه с его охотой на львов, его еще называли Львом Аллаха. В разных хадисах приводятся разные истории о поимке сахабами животных и птиц, которые в дальнейшем стали основой для выведения шариатских решений. Например, история Анаса ибн Малика رضي الله عنه о поимке им зайца, заднюю часть которого отнесли Пророку صلى الله عليه و سلم (одна из версий есть в Сунан Аби Дауд, 3791, а так же приводится в сборниках Аль-Бухари и Муслима). В хадисе говорится, что Пророк صلى الله عليه و سلم и сахабы находились в пути и в местечке Марр аз-Захран вспугнули зайца. Люди побежали  за ним, но не смогли его догнать, в то время как Анас ибн Малик  رضي الله عنه, который был тогда юношей в расцвете сил, догнал зайца и принес его своему отчиму.

Приведу несколько хадисов, где упоминаются сахабы-охотники.

 «Пророк ﷺ поел из мяса дикого осла, которого добыл на охоте Абу Къатада посредством копья». Этот хадис приводится в сборнике у Муслима (1196-58).

У аль-Бухари (5477, 7397) и Муслима (1929) приводится хадис со слов ‘Адий ибн Хатима رضي الله عنه о том, что он обратился к Пророку ﷺ с вопросом: «О, Посланник Аллаха, что ты скажешь относительно того, что я посылаю обученных собак, которые хватают дичь для меня, и при этом я поминаю над ними имя Аллаха?» … и далее текст хадиса.

Ахмад (6725) и Абу Дауд (2/11) привели хадис со слов ‘Абду-Ллаха ибн ‘Амра رضي الله عنه , что Абу Са‘ляба аль-Хушани رضي الله عنه  сказал: «О, Посланник Аллаха, поистине у меня есть охотничьи собаки, каково положение пойманной ими дичи?» Пророк ﷺ ответил: «Если у тебя есть охотничьи собаки, то ешь пойманную ими дичь» … и далее текст хадиса. 

В этих трех хадисах упоминаются сахабы-охотники, которые занимались охотой на очень профессиональном уровне.

Содержание охотничьих собак и их обучение – дело очень и очень трудо- и время затратное, не говоря уже об умении добывать дичь копьем. Т.е. это была не стихийная охота во время походов, которая часто упоминается в хадисах, как например история Анаса ибн Малика رضي الله عنه и зайца. В этих хадисах видно, что люди обладали охонтичьими навыками и вопросы были соответствующие уровню охотников. Многие вопросы об охоте приводятся от ‘Адий ибн Хатима رضي الله عنه, как вы увидите ниже в книге.

Об охоте, рыболовстве и пчеловодстве у древних булгар можно прочитать в статье по ссылке

Статья пополняется по мере накопления информации.

Поделиться ссылкой:

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*