Охота в Исламе, дозволенность и ее достоинства

Ассаламу галейкум ва рахматулЛахи ва баракатух. Это вырезки из книги “Книга охоты”. По вопросам приобретения книги пишите на ватсап или телеграм +79969094211.

Дозволенность охоты.

Охота в Исламе единодушно разрешена учеными. О ней, например, упоминается в аятах:

«…وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُوا…»

«А когда вы освободитесь от хаджа, то нет вам греха в охоте» (5:2)

«أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ وَطَعَامُهُ مَتَاعًا لَّكُمْ وَلِلسَّيَّارَةِ وَحُرِّمَ عَلَيْكُمْ صَيْدُ الْبَرِّ مَا دُمْتُمْ حُرُمًا وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ»

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96).

Исходя из этих двух аятов следует, что охота запрещена в состоянии ихрама на наземных животных, во все остальное время она разрешена вне Заповедной территории. Разрешенность ее не означает, что она разрешена только в тот момент, когда у человека возникает необходимость в этом.

Есть 2 распространенных мнения о дозволенности охоты только в определенный момент и только на определенную дичь, которые хотелось бы развеять.

1. Среди множества мусульман бытует такое мнение, что охота разрешена только при необходимости, когда у человека не остается еды.

Однако не многие учитывают, что охота – это не просто взял ружье, вышел в поле и через два часа вернулся с дичью или, например, кончилась еда – захотел и поймал что-нибудь. Даже если посмотреть хадис о зайце, которого поймал Анас ибн Малик رضي الله عنه, видно, что многие хотели его поймать, но поймал лишь тот, у кого были силы, ловкость и опыт.

Расскажу случай, который произошел с одним братом-охотником. В свое время он занимал руководящую должность и увлекся охотой. До такой степени, что каждую неделю ездил на охоту и приноровился добывать многих зверей и птиц. Естественно, это не получало одобрения у жены: дома и так еды хватает, а тут на целый день пропадает, отдыхает. Однажды у брата случился инсульт. Работодатель, видя серьезность последствий и его невозможность дальше работать, просто бросил его, даже больничные не выплатил. Деньги имеют свойство быстро кончаться, а болезнь не подразумевает быстрое восстановление.  Дома – маленькие дети, супруга не может их оставить. В итоге в холодильнике не осталось ничего из купленного, даже курицу не могли себе позволить. И в один из дней, разбирая морозильник на наличие хоть какого-то мяса, его жена в самом нижнем ящике находит тушки четырех здоровенных русаков, заваленных замороженными овощами… С этого момента она только поддерживала своего мужа, собирала на охоту…

Никто, кроме Аллаха не знает, что с нами будет впереди. Иногда бывают и такие случаи. Поэтому доводы о том, что нужно охотиться только когда возникнет необходимость – несостоятельны, человек всегда должен держать про запас, если есть возможность – пополнять его. Охота подразумевает длительную подготовку, обучение, даже после этого шансы на удачную охоту минимальны. Охотник всегда в тесной связи с Аллахом, как никто, он понимает, насколько беспомощен и вся его добыча зависит только от Аллаха. Бывают ситуации, когда даже добытая дичь не достается охотнику. Например, в Актаныше у моего знакомого охотника уплыл добытый селезень, притворился убитым. И пока коллега ждал других налетов, утка прямо из-под ног (он стоял по колено в воде) уплыла, он даже не заметил.

Дичь может утонуть, повиснуть на дереве (так, что невозможно взобраться), ее может утащить лиса, пока вы до нее добираетесь… Это не означает, что вы делаете исраф. Иногда бывает и с этой стороны наущения. Глагол أسرف  от которого происходит слово «исраф» – расточительство, подразумевает, что человек умышленно допустил расточительство. Например, оставил свет включенным, а сам вышел из комнаты. Когда же мы идем на охоту, расточительством будет только неиспользование дичи, что само по себе уже запрещает охоту, так весь смысл разрешения охоты заключается в использовании того, что добыл. Все остальные моменты происходят по причинам, не зависящим от охотника. Так же, как не зависит итог урожая от хлебороба: он просто прикладывает все старания, чтобы вырастить урожай. По мере своих возможностей и сил. Но может случиться град, затопление, засуха, он может заболеть и не убрать урожай и т.д. Результат всегда от Аллаха, мы же прикладываем свои силы и умение и просим Аллаха облегчить нам наш труд и дать благой результат. Подранки на пути становления охотником неизбежны, пока вы набираете опыт в стрельбе. Это тоже нормальное явление. Плотник загубит не один десяток заготовок, пока научится делать обычную расческу из дерева, а умение стрелять из ружья (не говоря уже про лук) – искусство намного сложнее.

2. Еще одним распространенным мнением является то, что охота разрешена только для добычи мяса.

Охоту можно осуществлять на любых животных, от которых можно получить выгоду в виде денег (кроме кабана и диких свиней), для изготовления полезных вещей или же для предотвращения вреда.

Сразу оговорюсь, все части свиньи (кабана) в этой книге заведомо попадают в разряд запрещенных, т.к. очень большое количество разногласий в этом вопросе и это будет создавать фитну. Учитывая, что мы не используем мясо кабана и не охотимся на кабанов ради шкур и клыков, вопрос, думаю, исчерпан.

Почему на всех, а не только на тех, чье мясо разрешено, как приводится в некоторых местах? Об этом я расскажу в отдельной главе.

О достоинствах я уже чуть упомянул в главе «История охоты».

Основными достоинствами охоты являются то, что человек учится понимать окружающий мир и чувствовать изменения погоды;  становится сильным, выносливым, бесстрашным;  учится читать следы зверей, расставлять ловушки, стрелять; учится преодолевать трудности, которые на охотах случаются часто и кормить свою семью своими руками. Посредством их он закаляется, учится довольствоваться малым, получает навыки работы и выживания в экстремальных условиях.

Например, в поисках глухариных токов, двое моих знакомых зашли в лес, и на голову одного из них упала сосна. Сотрясение мозга, перелом шеи. Чтобы выйти к машине, ему пришлось тащить своего друга на плечах 1,5 км. по колено в снегу, а это без малого почти 90 кг…

Знакомых егерей часто привлекают к поискам пропавших грибников. Один из них вспоминал самый трагический случай в его жизни. В зимнем лесу заблудился парень-лыжник. Всех егерей и охотников, знакомых с этим лесом, бросили на поиски. Он сделал все, что смог, силы начали покидать его самого, и, к тому же, начала сгущаться темнота. На следующий день он продолжил поиски и в 300 метрах от места своего разворота нашел замерзшее тело парня. Не хватило буквально каких-то метров…

Через многие испытания приходится пройти даже охотникам-любителям, не говоря уже о трудностях и одиночестве промысловой охоты и работы проводников. Некоторые истории я оставлю для специальной главы о случаях из жизни охотников.

О достоинствах стрельбы упоминается в хадисах:

«Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором, оплошностью или забавой. Исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его забава с женой; и обучаться плаванию». ан-Насаи в “Ишрат ан-ниса” 2/74, ат-Табарани в “аль-Кабир” 1/89

Сообщается, что Укба бин ‘Амир аль-Джухани сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, за одну стрелу Аллах введёт в рай троих: того, кто её изготовил в надежде на благое, того, кто её выпустил, и того, кто её подал (лучнику). Стреляйте же из лука и ездите верхом(однако), поистине, вашу стрельбу я люблю больше, чем вашу езду верхом. Что же касается (человека) обученного стрельбе из лука, но отказавшегося от этого из-за нежелания, то он отказался от милости (или: … не поблагодарил за неё)”. Да’ифуль джами’ 1732, Да’иф Абу Дауд 540. Рияду-с-Солихин 1335

Так же некоторые высказывания:
«علموا أولادكم السباحة والرماية»
«Обучайте своих детей стрельбе из лука и плаванию» (аль-Исаба фи марифати Сахаба, 1 том, 272 стр.)  

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: «Нет разногласий в дозволенности соревнований на лошадях и других животных, а также на ногах (бег), стрельбе из лука и использовании прочего оружия, поскольку в этом подготовка». См. “аль-Муфхим” 3/701.

В одном средневековом трактате времен халифата упоминается, что стрельба из лука является фард кифая (обязанность общества). Сам трактат в переводе Наби Амин Фариса можно найти в интернете по запросу «Arabic Archery» или же «Арабский тракт» и это один из тех рукописей, которые помогают лучникам осваивать стрельбу из луков восточного типа.

Подводя итоги, можно сказать, что охота в нынешнее время – возвращение к нашим предкам, прикосновение к их быту и жизни через века и тысячелетия, которая, зачастую дает понять те или иные основы Шариата, их мудрость.

Это так же работа над собой, проверка на прочность и самостоятельность. И некий индикатор вашей способности обходиться без многих благ человечества, которыми одарил нас Аллах в последние годы. В то же время охота является дополнительным источником провизии и заработка, во время охоты собираются и грибы, и ягоды, иногда можно совместить с рыбалкой, также можно травы и орехи. В целом, у умелого охотника, который не ограничивается только 2мя выходами в сезон за уткой, на столе можно встретить  многие блюда из дичи, грибы, орехи, ягоды и другие яства. Для охотников специально была написана книга Ю. Ахметзянова “Табигать хәзинәләре” о приготовлении дичи, в которой, кстати, ни слова о кабане.

Продажей продуктов охоты, таких как шкуры, рога, пух, в основном, занимаются промысловые охотники в малонаселенных частях нашей страны. Однако и в Средней полосе можно встретить охотников, которые так или иначе приспособились к промыслу, и, как минимум, снабжают меховыми изделиями свои семьи. Иногда же этот заработок весьма существенный и помогает сельским жителям в нелегкое время. Вспомнить хотя бы конец 80 – 90е года, когда была мода на ондатровые шапки. Добывали ондатру как могли, сдавали в заготконторы. 1-2 раза в год даже приезжали приемщики, можно сказать нонсенс для нашей местности сейчас.

Умар Ибн аль-Хаттаб (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) сказал:

«Привыкайте к неприхотливому образу жизни, ибо роскошь – не вечна».
Ссылаются на Хильятуль Аулия, 242 страница. История Умара رضي الله عنه на 42ой странице есть, она идет опечаткой, была записана как 242 страница, но этих слов не смог найти.

Об охоте, рыболовстве и пчеловодстве у древних булгар можно прочитать в статье по ссылке

Поделиться ссылкой:

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*