Условия для охоты и охотника в Исламе

Условия для охоты и охотника.

Из книги “Книга охоты”. По вопросам приобретения и сотрудничества – пишите на ватсап или телеграм +79969094211. Статья аманат. Любое копирование и использование без разрешения автора запрещено.

Первое условие.

Охотник должен быть мусульманином или одним из людей Писания. Это теоретический ответ. Что происходит на практике? На практике много проблем возникает с теми, кто не совершает намаз, и людьми Писания. Если вам не нужны головоломки из области фикха, лучше охотиться одному или найти себе команду. Я больше предпочитаю одиночную охоту на мелкую и среднюю дичь, поэтому этот вопрос для себя решил таким образом. Если же вы любитель групповых загонных охот, интернет, соцсети и мессенджеры помогут найти вам команду.

Второе условие.

Дичь должна быть использована: для семьи, для последующей продажи или других целей, кроме развлечения. Или же целью охоты является другая дичь, которая используется в качестве привады. Или же целью охоты избавление от вреда животного, например: лисы, волка, медведя, норки, росомахи и других. Или же целью добычи животного является обучение охотничьего животного. Или же целью охоты является убежавшее или одичавшее животное. Разберем эти группы подробнее (здесь эти разделы приведены вкратце, подробнее в книге).

Доводом на запрет на охоту ради развлечения является хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Амара и ‘Амра ибн аш-Шарида (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День». Его спросили: “О Посланник Аллаха, а каково его право?”. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!» 

Этот  хадис передали ан-Насаи 7/239 и Ахмад 4/389.

В этом хадисе очень четко дано определение развлечения – убийство без какой-либо причины, ради забавы.

Я видел много разных охотников, но таких, которые не использовали бы убитую дичь, или же просто так стреляли во все, что движется – ни одного даже вспомнить не могу.

Среди людей  существует 2 взгляда:

1.) Далекого от охоты человека, который  в охоте не видит необходимости и считает его лишь развлечением. Этот подход в корне неверный и не применяется к охотникам, потому что человек просто в силу своего характера, жалости и знаний тяготеет к этому мнению. Его подход не обоснован ни Шариатом, ни практическими знаниями об охоте и он «гребет» всех охотников «под одну гребенку».

2). Охотника, у которого есть четкое понимание, что в охоте является развлечением. Этот подход верный и, возвращаясь к хадису, получаем, что охота не является развлечением пока все, что добывается на охоте, добывается с намерением его использовать для каких-либо целей. Когда же «охотник» начинает стрелять во все живое, это уже не охотник, а душегуб. Это единогласное мнение любого общества охотников и это из основ охоты в любой местности в любое время среди разных народов. В самой фитре человека заложено мягкое и доброжелательное отношение к животным. Исключение же могут составить: юноша с пневматической винтовкой (или как в хадисе –  юноши с луками), стреляющий все подряд, ради интереса; разные сословия людей, неограниченные в средствах и желаниях, например из 90х, которые устраивали подобные «охоты» (вспомнить хотя бы фильм «Особенности русской охоты», такие вещи действительно происходили); люди с извращенными желаниями и т.д. Наказание Аллаха сурово и настигает быстро, про таких людей в месте жительства знают и видят, что с ними случается. Так же многие происшествия из жизни душегубов описываются в разных охотничьих рассказах.

لِيَجْزِيَ اللَّهُ كُلَّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ

«Аллах воздаст каждой душе то, что она приобрела. Воистину, Аллах скор в расчете.» (14:51)

Передают, что Са’ид ибн Джубайр сказал:

«[Однажды] Ибн ‘Умар, проходивший мимо юношей-курайшитов, [увидел], что они [привязали к чему-то] птицу и принялись стрелять в неё из луков [как по мишени], отдавая её хозяину каждую не попавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул: «Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах тех, кто занимался этим! Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал [людей], делавших мишенями для себя то, в чём есть дух!»

Сахих Муслима, 1260.

Из этого хадиса иногда выводят разные мнения о запретности охоты, берут часть хадиса, а на остальную часть закрывают глаза. Например, возьмем часть «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал [людей], делавших мишенями для себя то, в чём есть дух!». Казалось бы, с одной стороны полный запрет. На деле же речь идет о домашнем животном, и юноши стреляют на спор с его хозяином, развлекаются.

Какие охоты не являются развлечением?

Тоже немаловажный момент, т.к. есть виды охот, которые могут показаться весьма спорными, такие как трофейная охота. Здесь опять-таки смотрим на конечную цель. Если охотник может добыть (или организовать охоту) винторого козла или носорога и продать его рога или другие ценные части за большую цену – в данном случае никаких проблем не возникает, а Аллах знает лучше. Но здесь есть одна тонкость. Об этом в главе о шкурах и продуктах охоты.

Третье условие.

Охотник не должен находиться в состоянии ихрама и не должен охотиться в Заповедной территории.

«…وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُوا…»

«А когда вы освободитесь от хаджа, то нет вам греха в охоте» (5:2)

«أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ وَطَعَامُهُ مَتَاعًا لَّكُمْ وَلِلسَّيَّارَةِ وَحُرِّمَ عَلَيْكُمْ صَيْدُ الْبَرِّ مَا دُمْتُمْ حُرُمًا وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ»

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96).

Четвертое условие.

Охотник должен произнести басмаллу (“БисмиЛлях”) когда спускает свое животное на дичь или же стреляет в нее. Если он забыл произнести – нет никаких проблем, дичь дозволена. Если же намеренно не произнес – дичь не дозволена.

Пятое условие.

Охотник не должен бросать поиск раненной дичи. Нельзя оставлять поиск подранка, заниматься сторонними делами или переключаться на другую дичь. В таком случае дичь, от поисков которой вы отказались на некоторое время, станет недозволенной. Об этом я напишу отдельно, ин шаа Аллах. Ищите в разделе “фикх”.

Поделиться ссылкой:

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*