
Из книги “Книга охоты”. По вопросам приобретения и сотрудничества – пишите на ватсап или телеграм +79969094211. Статья аманат. Любое копирование и использование без разрешения автора запрещено.
Допускается добыча и использование одного животного для добычи другого животного или для кормления охотничьих животных и птиц, используемых для охоты. Примером такой охоты может быть промысловая охота с капканами, когда добываются другие виды животных для установки в качестве приманки. Например, для ловли куницы в местах, где обитает бобр, используют его мясо. Или же часто используют мясо бобра для кормления охотничьих собак. Для ловли соболя и куницы используют остатки от добытых рябчиков. Для отлова соколов и ястребов используют голубей и кроликов, так же их используют и для кормления оных. И, самая распространенная охота – рыбная ловля на живую насадку с использованием живца, червяка, моллюсков, насекомых и т.д. Если есть возможность – стараются минимизировать наносимый вред или же вовсе исключить его, как, например, использование металлических клеток при ловле хищных птиц, когда доступ к живой приманке закрыт (так же работают и садки на волков, см. ниже). Обязательным условием является использование только тех животных, которых можно убивать согласно Шариату. Например, нельзя применять муравьев (относительно яиц есть разногласия, об этом в отдельной статье), пчел (можно использовать искусственные мушки, как и мушки, имитирующие муравьев) и лягушек при ловле рыбы, удода при ловле хищных птиц.
Кстати говоря, на мушки, имитирующие муравьев очень часто можно поймать самых осторожных рыб, таких как крупные хариусы, голавли и т.д. Часто такие особи держатся возле крутояров с муравейниками и питаются исключительно ими и подача любой другой приманки заканчивается лишь сопровождением ее. Один из таких случаев безуспешной попытки поймать очень крупного хариуса рассказал мне знакомый нахлыстовик из Междуреченска. Долго искал ключ к разгадке, пока не обследовал место “жительства” выдающегося экземпляра хариуса и не обнаружил над ямой муравейник. Первый же заброс мушки-имитации муравья принес ему заветный трофей.
Вот такие мушки я и сам использовал при ловле в Средней полосе на нахлыст и тенкару. Отличные результаты, неубиваемость и непотомляемость из-за применения пенки.
Возвращаясь к хадисам о запрете убивать разных животных, упомяну их:
‘Абдур-Рахман ибн ‘Усман рассказывал: “Некий лекарь спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) об изготовлении лекарства из лягушек (жаб), и он запретил их убивать”. Ахмад 15197, ад-Дарими 1998.
‘Абдуллах ибн ‘Амр говорил: “Не убивайте лягушек, ибо их кваканье – прославление Аллаха!” аль-Байхакъи в “Сунануль-кубра” 19166. Достоверность подтвердили имам аль-Байхакъи, ан-Науауи и хафиз Ибн аль-Муляккъин.
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четыре создания (вида живых существ): муравья, пчёл, сорокопута и удода» (Имам Ахмад, Абу Дауд).
Так же сюда можно отнести организацию привады для хищников-вредителей.
Правда, с уменьшением количества этих хищников и привлечения снегоходов или вертолетов для регулирования численности, этот вид охот как будто бы уже не актуален. Однако, даже в нынешнее время встречаются рассказы о том, что только применение привады приносит результаты. Это, в основном, охоты на агрессивных животных, которые начинают вредить человеку. Описание их можно найти в различных книгах, например, в «Настольной книге охотника-спортсмена». Еще более жизненные рассказы есть от Михаила Кречмара, который посвятил целую книгу охоте на медведя. По его словам, ему приходилось организовывать привады и на трупах людей, убитых зверем (естественно, с представителем МВД и с соответствующим разрешением от властей) для отстрела медведей-людоедов. Подобные случаи не редкость в глухих местах. В основном же, используются павшие животные, если же таковых нет – используются больные животные: телята, ягнята и т.д. Опять-таки видим, что первоначальная цель охоты поменялась, то есть более весомой причиной добычи червяка, ракушки, рыбы, рябчика, бобра или зарезания домашнего животного стало использование их в качестве привады или приманки. В некоторых случаях упоминается использование живых коз, овец, кур в живоловушках (садках). Живая приманка делает хищника менее настороженным.
Например, как на рисунке ниже. В данном случае, приманка остается живой в большинстве случаев.
Это уже охоты минувших дней, описаны они в старых охотничьих книгах (список полезной литературы в конце книги), но иногда именно такие охотничьи хитрости приносят результат с хитрыми вредителями, как волк, лиса и т.д. Например, как лиса в садке на фото выше.
В некоторых статьях встречаются мнения о запрете животных насадок.
В основном, они основываются на указанный выше хадис (и другие такого же вида) о стрельбе из лука по домашней птице для развлечения, которые говорят, что нельзя использовать в качестве приманки живых существ и т.д. Если рассмотреть все эти хадисы, то смысл их заключается в том, чтобы не убивать животных без необходимости, в качестве развлечения. Более обоснованными в данном случае смотрятся ответы другой стороны, выведенные из правил, которые гласят, что любое животное разрешено использовать для достижения целей охоты или рыбалки. Обоснование этой стороны основано на двух аятах:
«وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا مِّنْهُ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ»
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих.» (45:13)
«…هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا»
«Он — Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле…» (2:29)
Из тех, кто дал фетву по второму мнению – секретарь комитета Даруль Ифтаа Египта доктор Ахмед Мамдух и фетва 111116 от 06.08.2008 г. от комитета, возглавляемого доктором Абдуллахом Аль-Факихом. Скажу, что они не единственные, кто поддерживают это мнение.
Что получится, если сравнить эти два мнения на практике?
Мнение о запрете использования в качестве приманки червей, моллюсков, насекомых, рыбы, птиц и животных в принципе невозможно применять для ведения сельского хозяйства, охоты, рыболовства по причине того, что оно противоречит всему жизненному укладу, начиная от самых древних времен, когда ловили и добывали рыбу, птицу, зверя данными способами до наших дней. И слова о том, что эти времена прошли – не имеют никакой силы. Часто надо рассматривать законы Шариата поставив себя на место человека, который оказался без всех благ цивилизации. Цель этой книги как раз и состоит в этом, чтобы в некоторых вопросах вернуться к основам, а не приспосабливать под время и взгляды противников охоты законы Аллаха.
Отправить ответ