Ассаламу галейкум ва рахматуЛлах в баракатух. В статье разобрана охота с капканами в Исламе, а также с различными самоловами.
Сама по себе охота с капканами и самоловами в Исламе охота разрешена:
- для добычи мяса;
- для добычи продуктов охоты, которые не употребляются в пищу: шкуры, перья, кости, рога, сухожилия и т.д.;
- для избавления от вреда животного или проведения исследований.
فإن الصيد بالفخ ونحوه، ليس بمحرم، جاء في مطالب أولي النهى في شرح غاية المنتهى للرحيباني: (ويُباحُ) الصَّيْدُ (بِشَبَكَةٍ، وفَخِّ، ودَبْقٍ، وكُلِّ حِيلَةٍ) وكَرِهَ جَماعَةٌ بِمُثْقَلٍ، كَبُنْدُقٍ.
Воистину, охота с ловушками и подобными им не запрещена, пришло в книге مطالب أولي النهى (ханбалитский фикх) в шархе غاية المنتهى للرحيباني: “и разрешена охота с сетью, силком (ловушкой), клейким средством и всеми хитростями и нежелательна группа охот с применением тяжелых предметов, как бундук (тяжелые глиняные шары, если обратиться к хадисам, применялись в пращах; в настоящее время используется как название охотничьего ружья, но отличие в том, эти шары не могут создать проникающее ранение и убивают ударом)”.
Полный текст статьи по ссылке.
Капканы и самоловы применяются двух видов:
- убивающие сразу (проходные капканы, давки, кулемки, слопцы, ямы, пасти, плашки);
- оставляющие животное живым длительное время. Последние делятся еще на 2 вида: хватающие жертву за тело (капканы, сети, петли, давки, черканы и т.д.) и бесконтактные, так называемые живоловушки (захлопывающиеся ящики, “ледянки”, садки на волка и т.д.).
Пример живоловушки – старая дедовская “ледянка” на видео ниже.
Бесконтактная ловушка, не причиняющая вред животному, в котором оно может прожить очень долго при наличии корма и питья.
Контактные ловушки бывают двух видов: ногозахватывающие и проходные (давящие, сюда же можно отнести и разные самоловы типа кулемки, схлопа и т.д. и петли)
Некоторые из них сразу убивают дичь, некоторые, как петли, могут использоваться в двух вариантах: петля с замком может удерживать дичь продолжительное время (если оно не повиснет на ней), в то время как петля в дуплянке с грузом сразу же начинает душить животное.
1. Использование капканов и самоловов для добычи мяса.
Список животных и птиц, на которых можно охотиться ради употребления в пищу – здесь.
Для этого вида охоты нам подойдут только ногозахватывающие капканы; петли, на которых зверь не повисает; сети; живоловушки и другие приспособления, которые позволяют добыть живого зверя и заколоть его с соблюдением норм Шариата. Другие убивающие капканы и самоловы нельзя использовать в данной ситуации, т.к. вся дичь, добытая ими будет считаться мертвечиной, соответственно – харам.
Все эти ситуации описаны в суре аль-Маида, в третьем аяте:
«Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что было заколото ради (кого-то) кроме Аллаха, и то, что было задушено (или задохнулось), и убитое ударом, и погибшее от падения, и забоданное (до смерти), и то, что ел [убил] хищник, – если только вы не успеете зарезать его».
Если коротко из практики охоты: “задушено” – петлями, ногозахватами на весу; “убитое ударом” – любая давящая (проходной капкан, например) или убивающая ударом ловушка (кулемка); “погибшее от падения” – ямы, иногда среди коренных народов практикуется охота нагоном с высоких обрывов. Во всех этих случаях дичь разрешена только в том случае, если застали ее живой и успели зарезать. Специально охотиться такими ловушками и методами нельзя, кроме как при необходимости, например, чтобы не умереть с голоду. Убивающие ловушки нельзя ставить с намерением, что возможно вы успеете зарезать животное, пока оно не умрет, т.к. статистика показывает, что это будет лишь небольшой процент попавших в ловушку животных, соответственно – исраф.
Ногозахватывающие капканы.
О разрешении применении ногозахватывающих капканов говорится в фетве. Интересный момент: в арабском мире применение железных капканов очень ограничено ввиду того, что нет материала и никто их не производит (да и спроса особого нет), поэтому особых вопросов к ученым не возникает. Основная часть охот происходит при помощи силков и сетей. Это единственная фетва, более-менее разъясняющая аспекты охоты с капканами. В ней спрашивают о разрешенности покупать мясо у охотника, который ловит оленей ногозахватывающими капканами, в которых они мучаются. Охотник проверяет их раз в сутки. Дается фетва, что в этом нет запретного и мучение животного не являются условием запрета охоты на них с помощью ловушек и капканов, т.к. в любом случае во всех ловушках животное мучается, и иногда погибает, даже если каждый день их осматривают. Единственным условием вводят правило, то нельзя охотиться, ограничивая воду:
و (لا) يُباحُ الصَّيْدُ (بِمَنعِ ماءٍ) عَنْهُ؛ لِما فِيهِ مِن تَعْذِيبِهِ، فَإنْ فُعِلَ بِهِ ذَلِكَ حَتّى صادَهُ؛ حَلَّ أكْلُهُ
“И не разрешается охота с удерживанием воды от дичи из-за того, что в этом мучения для нее; и если сделал с ней это чтобы добыть (поймать) ее – разрешено, едят дичь”.
Т.е. изначально охота не должна предполагать изнурение животных ограничением им доступа воды, чтобы обессилить их и потом охотиться. Однако разрешено использовать этот прием во время добычи животного. Смысл: нельзя перекрывать реки, чтобы потом ниже по течению охотиться на обессиленных животных, однако можно использовать этот прием для того, чтобы обессилить животное, за которым охотишься, не давая выпить ему воду. Для нашей местности звучит не очень, однако если представить погоню за каким-нибудь диким зверем в условиях пустыни – весьма резонно.
Так же ловушки должны проверяться как можно чаще, минимум раз в сутки или полторы, чтобы дичь не погибла. Обычно проверяют по утрам, т.к. основные перемещения животных происходят ночью.
2. Использование капканов и самоловов для добычи продуктов охоты, которые не употребляются в пищу: шкуры, перья, кости, рога, сухожилия и т.д.
Некоторые примеры применения разных самоловов при охоте на куницу – ссылка.
Здесь 2 условия – не мучить птицу и зверя зря (учитываем, что нельзя охотиться удерживанием воды) и применять методы, которые максимально сохраняют нужную продукцию: ловушки должны быть подходящими и их проверка должна производится максимально часто, чтобы дичь не попортили мыши и птицы, или же чтобы она не протухла в теплую погоду (обычно берется обычай местности, в частности опыт самых умелых и ответственных охотников, т.к. есть и такие, которые проверяют ловушки раз в зиму).
3. Использование капканов и самоловов для избавления от вреда животного или проведения исследований.
В первом случае нужно смотреть, животное в дальнейшем будет отпущено или нет. Если “нет” – нужны ловушки, максимально быстро убивающие дичь, особенно если от добычи ничего использоваться не будет (например, ловля на капкан лису, которая носит кур, летом). Если “да” – применяются живоловушки, как и для исследований, которые минимально травмируют животных. Зачастую это ящики и садки.
Полезные ссылки: книга “Следы зверей и птиц” Гудкова скачивание с Яндекс.Диска, формат pdf. На сегодняшний день одна из лучших книг.
Ахмад ат-Татарстани.
“Книга охоты”, Охота с капканами в Исламе.