Ассаламу галейкум ва рахматуЛЛахи ва баракатух. В данной статье попытался наиболее полно разобрать часто возникающий вопрос – птица или животное упали в воду являются ли они халяль?
На самом деле проблема решается очень просто, и описать ее можно “в двух словах”:
1. все, что упало после выстрела на землю – халяль;
2. все, что упало на какую-либо поверхность в полуживом состоянии, скатилось по ней и упало на другую поверхность, при этом не подает признаков жизни или перестало их подавать во время падения – харам. Если же соскальзывает с первой поверхности мертвым, не подающим признаков жизни – халяль. Глухарь, тетерев, рябчик, голуби, которых бьют на деревьях, и они падают сквозь ветки – халяль.
3. все, что упало после выстрела на землю, потом скатилось в воду или отползло в воду и умерло на поверхности – халяль;
4. все водоплавающие, что сидели на воде или упали после выстрела в воду, и остались на поверхности или занырнули после выстрела и вынырнули обратно – халяль;
5. все подранки неводоплавающих птиц (тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, перепел, голуби – большинство куриных), умершие на воде с погруженной в воду головой или найденные под водой – сомнительные, если терялись из виду надолго и умерли не на ваших глазах (ситуация нестандартная, очень редкая, но такое у меня произошло с тетеревом на торфяном болоте – подранок пытался убежать и, перепархивая, упал в канал с водой, из которого выбраться не мог: рана была несмертельная, перебил крыло и ногу);
6. все, что сидело на воде или упало в воду и утонуло или занырнуло после выстрела и не вынырнуло – харам.
Проблема с этими легкими правилами возникает при прямом толковании внешнего смысла хадисов и аятов людьми, которые не ориентируются на слова ученых, а предпочитают принцип “что вижу – то и понимаю из перевода на русский”.
Например, вот этот хадис:
«Если вы пустите стрелу и найдете дичь убитой, то ешьте ее. Кроме той, что найдена в воде, так как вы не знаете, она умерла от воды или от вашей стрелы» (Передано аль-Бухари и Муслимом).
Внешний смысл хадиса указывает на то, что вся дичь, обнаруженная в воде, является запретной, ибо вы не знаете, умерла она от раны, или захлебнулась.
Проблема с упавшими животными возникает из-за аята 3, сура Маида:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَن تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَامِ ذَلِكُمْ فِسْقٌ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِّإِثْمٍ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный».
Слово وَالْمُتَرَدِّيَةُ – происходит от слова تردى – в словаре приводится как «падать», в Аль-Ихтияр приводится как «скатилось», поэтому лучше употреблять как “скатившееся с высоты”.
وقع الصيد في الماء ، أو على سطح أو جبل أو سنان رمح ، ثم تردى إلى الأرض
В обоих случаях (падение с высоты, утопление) нет 100% уверенности, что дичь умерла от нанесенной ей охотником раны, даже если рана была смертельная. То есть между смертельным ранением и самой смертью возникли причины, по которым смерть может наступить быстрее, чем от самой раны.
Эти случаи с обычными охотничьими животными и птицами бывают редки, пусть Аллах убережет всех братьев-охотников от них. Амин. В древние времена редко кто целился в голову по причине трудности попадания и дичь, даже после хорошего попадания, могла уйти-скрыться из виду, и только в последнее столетие техника шагнула так далеко, что даже горных баранов в самых жестких и изменчивых условиях высокогорья стреляют на расстояниях свыше 200-300 метров и, при использовании соответствующих калибров и боеприпасов, животные и птицы в болшинстве случаев остаются на глазах охотника и испускают дух быстро. Вопрос падения и утопления один из самых сложных в разборе и однозначно сказать что-либо невозможно. Охотник зачастую решает этот вопрос сам, прилагая усилия, основываясь на свои знания и на оценку ситуации.
Разберем вопросы подробнее, чтобы попробовать убрать все сомнения у сомневающихся.
1. Сперва разберем охоту на птиц.
На практике случается 4 ситуации:
- Стреляем в птицу и она падает на землю;
- Стреляем в птицу и она падает на воду;
- Стреляем в птицу, она падает на землю и потом отползает в воду;
- Стреляем сидящую на воде птицу.
Объяснение получается весьма сложным и в принципе нужно только для отведения сомнений, возможно понадобится для разбора более специфических охот.
Первый случай – птица падает на землю.
Если сказать коротко и простыми словами – любая птица, после выстрела упавшая прямиком на землю, будет считаться халяль, т.к. без этого охота на них просто невозможна.
Само падение птицы не делает ее харам, т.е. для летающих птиц выстрел является решающим фактором, который вызывает смерть, а не удар об землю, как может показаться даже после жесткого приземления. Почему? Причина простая – если выстрел был не смертельный (иногда даже при смертельном выстреле), птица всеми способами пытается приземлиться “помягче”: утягивает подальше подранком или выбирает место приземления или же, упав на землю, убегает от охотника. Все это показывает, что дичь была жива и не умерла до падения. Или же она умерла после посадки, но причиной точно не был удар, т.к. птица контролировала приземление, пусть даже и жесткое.
Пример из практики.
При охоте в Ульяновской области увидел стаю гусей, пролетающих над посадкой примерно в 1,5 км. от меня. В посадке сидели охотники и, естественно, начали стрелять в “кислород”, пытаясь достать стаю (таких называют “зенитчиками”). Гуси совершенно спокойно пролетели над посадкой, я же продолжил наблюдение за ними, т.к. они направились в сторону наших чучел. Метров через 300, один из гусей начал медленно снижаться к нашим чучелам и сел рядом с засидкой, в которой спали мои коллеги. Удивлению моему не было предела! Медленно я пошел к скрадку и, буквально в 100 метрах от него, увидел мертвого гуся. Т.к. за подранком никто не пришел, а попытка отвезти дичь законным владельцам обернулась тем, что они быстро погрузились в машину и уехали, было принято решение разделать трофей (естественно, эта птица была харам). Причиной смерти стала единственная картечина 5,6 мм в теле добычи, угодившая прямо в сердце гуся. С этой картечиной гуменник пролетел около 1 километра и совершенно спокойно сел на землю, а затем умер.
Если же птица падает “камнем” вниз и на земле только подает признаки жизни (конвульсии) – ваш выстрел был смертельным вне зависимости от силы удара о землю, иначе бы птица, как уже сказал ранее, маневрировала бы для смягчения удара. То есть у птицы не оставалось жизненных сил и способностей для выполнения простейших задач для сохранения жизни при посадке.
Во всех вышеуказанных случаях (птица утянула подранком и вы нашли ее живой; птица утянула подранком, но была найдена мертвой без признаков других ран и нетронутая; птица упала камнем вниз) дичь считается дозволенной, так как она не может просто умереть при посадке в первых двух случаях, и уже была мертва в третьем случае.
Как быть в случае, когда птица или животное падает на дерево, крышу, на скалу и с нее падает на землю?
Возвращаемся к основе – летающие птицы не могут просто так упасть на одну поверхность и, скатившись, удариться об другую, и от этого умереть. Во всех подобных случаях в основе лежит то, что наш выстрел был смертельным, ибо по-другому эти птицы будут упархивать, планировать и т.д. А как быть с глухарем на току, например, который падает, ударяясь о ветки и ломая их? Здесь нет условия, которое добавляют ученые:”дичь должна катиться по одной поверхности, потом упасть с нее на другую”. Об этом в Аль-Ихтияр сказано (не дословный перевод): “Если дичь упала на какую-то поверхность и с нее скатилась на землю – не ешьте ее, если же упала на землю – ешьте”. Чтобы понять это, нужно просто представить животное или птицу, скатывающуюся после выстрела со скалы и пытающуюся зацепиться за поверхность, но срывающуюся в обрыв, показывая признаки жизни в полете (не конвульсии, а именно попытки осознанно выровнять положение), и прекращающую подавать признаки жизни во время падения. Если грубо – частая ситуация в горной охоте, если падает не чисто битый горный баран, например. Вот здесь уже возникают сомнительные моменты, особенно если дичь не было видно полностью от момента выстрела до момента нахождения ее. В данном случае, обязательно чтобы животное полностью умерло до того, как начнет катиться, ибо потом невозможно понять, что явилось причиной смерти – удар или выстрел. Если же животное скатилось и подает признаки жизни – надо просто зарезать его, если есть возможность, или добить, если есть опасение, что может уйти.
Вот пример случая, когда животное не до конца умерло, но скатилось. Видим, как уже падая, оно даже не цепляется за камни.
А вот случай, когда пытается контролировать падение.
В наших краях такие случаи редки, с птицами их можно занести в разряд практически невозможного. Если только лось скатится в глубокий овраг или что-то в этом духе. То есть высота и травмоопасность данного скатывания должны говорить о том, что это может быть смертельным для дичи.
Второй случай – птица падает на воду.
Здесь все просто. Если мертвая и остается на поверхности – халяль. Живая и добиваете на поверхности – халяль. Заныривает, но выныривает, и умирает на поверхности – халяль. Если же скрывается под водой и находите ее под водой, или же всплывает после продолжительного времени мертвой – харам. За всю свою охотничью жизнь последних случаев было всего лишь 2, альхамдулиЛлях, и оба случая с кряквой на болоте, заросшем элодиями. Ни одну не нашел: заныривают в конвульсиях и, видимо, запутываются в густых зарослях. Чтобы таких случаев было поменьше, особое внимание уделяйте патронам, лучше самому снаряжать из лучших компонентов, особенно серьезно относитесь к выбору дроби (я всегда использовал “Промтех”, г. Барнаул).
Третий случай – птица падает на землю и отползает в воду.
То же, что и во втором случае. Некоторые сомнения остаются с куриными, которые не являются водоплавающими, и если происходит такое в глубоком месте и не было зрительного контакта с подранком и голова дичи лежит под водой или же у дичи промокло оперение – Аллаху Аглям. Ситуация уж совсем фантастическая, но охота на то и есть охота, у каждого из нас “за пазухой” есть пара-тройка немыслимых историй.
Четвертый случай – бьем сидящую на воде птицу.
То же, что и во втором случае. Кроме куриных, которые там оказались. Это уже будет добивание.
2. Теперь касательно животных, которые упали в воду или найдены в воде.
Здесь животных делим на 2 группы: которых обычно стреляем на воде (из разрешенных к пище только бобр в наших краях, т.е. это околоводные животные) и которые случайно или при бегстве попали в воду.
С бобром дело обстоит таким образом.
Ситуация с ним весьма спорная, особенно при охоте с гладкоствольного картечью или крупной дробью. На практике бывают несколько случаев:
1. после выстрела бобр остался на поверхности – халяль;
2. после выстрела занырнул, вынырнул и умер на поверхности – халяль. Часто бывает “тюкается” к берегу мордочкой и так умирает, поэтому если потеряли бобра после выстрела – тщательно обыскивайте береговую линию. На памяти есть многочасовые поиски таких “дошедших” с последующим вытаскиванием с помощью альпинистских трюков. На фото ниже – спуск с трехметрового обрыва прямо к воде. АльхамдулиЛлях, в машине оказался трос необходимой длины.
Так же в данной ситуации начинает действовать правило, что дичь мы ищем, не прекращая поиски.
Пока вы не подумаете: “А ну его, завтра приду и найду” или же “Пока за другим поохочусь, а потом за этим приду, пусть всплывет” – дичь дозволена для вас. Если оставили малейшую попытку поиска подранка или битого зверя – все, дичь для вас запретна.
Эта тема подробно разобрана в главе “Поиски дичи”.
3. после выстрела бобр занырнул и остался под водой и его видно на всем протяжении добивания или до подхода к нему. Тоже довольно обычная ситуация. Частенько происходит так, что сперва выныривает, потом после добивания тонет. В данном случае, считаю, что лучше склониться к версии, что халяль, т.к. видно зверя, и видно что тонет уже в конвульсиях или умершим. Если же видим, что зацепился за что-то или залез в нору, под корни – сомнительный случай. Так же не забываем про правила поиска: не бросаем поиски, иначе дичь будет запретной для вас. Все эти ньюансы разобраны в статье “Поиски дичи”.
4. после выстрела сразу умер, а потом утонул – халяль. Ищем, не забываем, что нельзя прекращать поиски. Зачастую таких бобров “откладывают на потом”, приходят искать на следующий день засветло и т.д., т.к. знают, что не подранок и никуда не убежит. Этого нельзя делать категорически. Такая ситуация – классика для охоты мелкашкой при должном стрелковом опыте охотника и соответствующих пулях. Кстати говоря, по сурку примерно такая же картина: даже с 243 калибра сурок дольше живет, чем с мелкашки. Естественно, выстрелы с мелкашки должны быть не далее 70 метров.
5. после выстрела занырнул и не выныривает. Часто обнаруживается ниже по течению спустя полчаса-час, или же выплывает в том же месте, если течение несильное. Вот тут и возникает большая часть вопросов. Если после выстрела крупной дробью или картечью бобр занырнул и умер под водой, нет никакой гарантии, что ваш выстрел убил его, в отличие от нарезного и попадания в черепную коробку. Так как нужно как минимум попадание в голову или в сердце, чтобы животное умерло сразу. И даже если смертельное попадание обнаружите при разделывании – это не гарантия (имеется ввиду выстрел из гладокого ствола). Из опыта охоты с гладким могу сказать, что такие попадания были весьма редкими, за исключением выстрелов “в упор”. Поэтому последние годы до “розовой” стрелял бобра пулей на выходах, особенно хорошо получалось у майн. Пуля – точеная стальная Ленинградка, ружье – ИЖ-18 16 калибра с 4х оптикой ВОМЗ с подсветкой.
Могу сказать так, что добычи было немного меньше, чем с мелкашки, а зимой у майн охоты даже были добычливее. Об этом способе охоты расскажу чуть позже в статье “Охота на бобра”, ин ша Аллах. Поэтому, чтобы не тратить зря дичь, оптимальным вариантом считаю или нарезное, или же охоту пулей с гладкого. Кто охотится картечью и дробью, тот знает статистику, сколько бобров заныривают и не выходят сразу, а обнаруживаются ниже по течению или всплывают после 15-30 минут. Такую дичь лучше не брать для еды. В-общем, в данной ситуации только в случае попадания в голову (в район уха, например) нарезным выше 5,6х39 можно быть уверенным, что бобр умер раньше, чем захлебнулся. И то такая уверенность возникает только если утонул “без кувырканий”, и дичь была на виду все время. Возможно, на вот эту ситуацию, когда животное тонет в конвульсиях “без кувырканий” (или вообще просто сразу тонет), и стоит ориентироваться в разрешенности утонувшего бобра. Аллаху Аглям.
Остальные животные.
Иногда случаются охоты на воде на не околоводных животных. Например, охоты на северного оленя, лося на переправах, вдоль рек, что особенно характерно для коренного населения Сибири. Большая часть же животных обычно просто избегает заходить в глубокую воду, в которой может утонуть. В наших краях бывает так, что лось забирается в болото. В любом случае, если такое животное умерло в воде, его считаем халяль, кроме случаев, когда животное пытается плыть, но периодически заныривает, и глубина водоема позволяет утонуть животному и оно тонет. Или его, полуживого, уносит течением и оно пропадает из виду и обнаруживается мертвым в воде. В этих случаях животное не разрешено.
Если же происходит как на этом видео, дичь дозволена. Не пропала из виду, добили на воде, хотя и глубина приличная.
На этом большая часть ситуаций разобрана, если есть другие спорные моменты, которые не упомянуты здесь – пишите на телеграм +79969094211 или на почту azati84@yandex.ru c пометкой Охота Ислам.
Ахмад ат-Татарстани
Отправить ответ