Барсук и барсучий жир – харам или халяль?

Ассаламу галейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух. Так как в России распространено лечение барсучьим жиром, вопрос о барсучьем жире часто возникает у мусульман.

Для начала скажу, что встречаются 2 мнения: барсук – халяль (и это мнение ошибочно ввиду неправильного применения инструментов шафигитского мазхаба, встречается оно только в русскоязычном интернете и разобрано подробно ниже) и барсук – харам (абсолютное большинство ученых). Попробуем разобраться в них, особенно в правилах, по которым выводят то или иное решение.

Для тех же, кто хочет пить барсучий жир для поднятия иммунитета есть средства получше и действеннее – маточное молочко (по вопросам приобретения пишите на ватсап или телеграм) или можете заказать в моем интернет-магазине, тем самым помогая в переводе статей и дальнейшем развитии сайта. Сами же барсучий и сурковый жир применяются только для лечения заболеваний легких, причем сурковый жир – халяль и действие его намного сильнее.

Первое мнение. Халяль.

Данную фетву можно встретить на сайте ДУМ Республики Дагестан и других сайтах, которые придерживаются шафиитского мазхаба или же делают аналогию по хадисам. Суть: если разрешено есть ласку, куницу (соболя), то по их аналогии можно употреблять и других куньих, барсука, например. Как уже написал раньше, есть очень большие вопросы к этой фетве и соответствующее письмо было отправлено в муфтият ДУМ РД. В чем здесь проблема? Проблема в правиле, которое выходит из названия “хищник” – “сибааг”, по-арабски السِّبَاع. Если очень коротко – есть разногласие в понимании “сибааг”:

1). Первый путь. Сибааг – все хищные животные, у которых есть клыки и когти и которые питаются мертвечиной или убивают животных.

عن ابن عباس رضي الله عنهما «أن رسول الله صلى الله عليه وسلم نَهَى عَنْ كُلِّ ذِي نَابٍ مِن السِّبَاع، وعَن كُلِّ ذِي مِخْلَبٍ مِن الطَّيْرِ».  
[صحيح] – [رواه مسلم]

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо любого дикого зверя, имеющего клыки, и мясо любой птицы, имеющей когти”.  
Достоверный. – передал Муслим

2). Второй путь. Сибааг – только те, которые представляют опасность для человека, т.к. “сибааг” так же означает животное, которое может напасть на человека, например: собака, волк, гепард, тигр, лев и т.д. Сюда вводят хадисы о том, что можно есть гиену, лису, ласку и т.д.

У Джабира, сподвижника Пророка (мир ему и благословение) спросили, является ли гиена дичью и Джабир (да будет доволен им Аллах) ответил: “Да”. Его спросили, разрешается ли есть её мясо, он ответил: “Да”. У него спросили, слышал ли он это от Пророка (мир ему и благословение), он ответил: “Да”. Хадис передан имамом аль-Бухари, ат-Тирмизи, ибн-Хиббаном и др.

Относительно гиены есть очень большие разногласия, например приводится хадис и мнение относительно него:

قول النبيّ -عليه الصلاةُ والسلام-: “الضبعُ صيدٌ، وفيهِ كبشٌ“،[7] فقد قام المالكية بتوجيه هذا الحديث، على أنه من السباع التي حُرّم أكلُها، ولكن النبيّ -عليه الصلاةُ والسلام- جعل له حُكم الصيد، ولكنه من السباع التي تعدو على البشر، ويُمكن أن تؤذيه وتفتك به.[8]

رواه السيوطي، في الجامع الصغير، عن عبدالله بن عباس، الصفحة أو الرقم:5211، صحيح. [7][8] محمد بن محمد المختار الشنقيطي، شرح زاد المستقنع، صفحة 5، جزء 119. بتصرّف.

Прямой перевод хадиса: гиена – дичь и в ней баран.

Однако маликиты, которые так же руководствуются указанным правилом, говорят, что гиена нападает на людей и убивает их, поэтому так же запрещают гиену.

Шафииты и маликиты придерживаются второго пути, хотя за время жизни в Египте и общения с лекарями я не видел и не слышал, чтобы что-то из этого списка употребляли. Если условно, у них хищные животные делятся на менее хищные и более хищные, но называются одинаково – сибааг. И здесь начинаются проблемы.

Во-первых, чтобы точно перевести древнее название животного с арабского и определить его, нужно побывать в той местности и изучать фауну с местными охотниками.

Так, например, соболь, который фигурирует в переведенных хадисах и книгах. Соболь просто не может обитать на Аравийском полуострове, так как ареал его обитания – таежные леса. В этих хадисах и книгах, скорее всего, упоминается каменная куница или похожий зверек. “Какая разница между соболем и каменной куницей?” – скажете вы. Питание, каменная куница менее хищное животное: летом важную часть составляет растительная пища. У арабов есть такая особенность – всех похожих по внешнему виду животных могут называть одинаково. Например – ибну гырс, от разных людей приходилось слышать как этим именем называли и ласку, и мангуста, и куницу, и хорька и т.д.

Во-вторых, животные с одним и тем же названием и одного и того же вида в разных местностях ведут себя совершенно по-разному.

Возьмем лису, которую разрешают шафииты. На Аравийском полуострове обитают лисы, средний размер которых колеблется от 1 кг. до 4,5 кг., в средней же полосе России вес лисы обыкновенной колеблется от 6 до 10 кг. Поэтому и поведение разное: в России лиса более хищное животное. Учитывая, что на Аравийском полустрове несколько видов, какую из лис разрешают? Фенька, основу питания которого составляет саранча, мелкие беспозвоночные, яйца, растения, падаль? Учитывая, что с одного из диалектов арабского فَنَك‎‎ переводится как лиса, возможно так оно и есть, особенно если учесть, что у фенька клыки очень маленькие, да и сам он весит до 1,5 кг. И сравните ее с нашей лисой, которая как минимум в 4 раза больше и является абсолютным хищником.

В-третьих, чтобы какое-то животное можно было есть, оно должно обладать более-менее приятным запахом и вкусным мясом.

Этот критерий весьма растянутый, но суть такая: если вам с завязанными глазами дадут понюхать мясо лисы обыкновенной, вас может вырвать. Как охотнику, мне выпадало счастье обрабатывать лису. Запах скотомогильника и цеха по переработке шкур в одном. В дальнейшем все лисы шли только на утилизацию (регулирование численности). Даже видавшие виды коллеги-охотники с 50 летним стажем, освежевавшие не одну сотню лис во времена пушного промысла в СССР, не могут похвастаться тем, что без отвращения обрабатывали лису. О тех, кто ее ел, мне достоверно известно только об одной семье охотников-отшельников. Насчет гиены не могу сказать.

В-четвертых, почти все хищники и всеядные животные (кабан в том числе) являются переносчиками очень опасных заболеваний, например, трихинеллеза.

Так, например, даже знакомые егеря, которые всю жизнь занимались барсучьим жиром, примерно с 2018 года перестали им заниматься. Из-за увеличения количества медведей и кабанов в лесах, сильно распространился трихиниллез. Это очень страшное заболевание, часто с летальным исходом, или же вся оставшаяся жизнь пройдет в мучениях (рубцует мышечные ткани). Пусть Аллах сохранит нас от страшных болезней.

Вернемся к барсуку.

Выдержка из фетвы ДУМ РД:

Барсу́к, или обыкнове́нный барсу́к (лат. Melesmeles) — вид млекопитающих из рода барсуков семейства куньих.

Куньи, или куницевые (лат. Mustelidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. К куньим относятся куница, норка, выдра, барсук, ласка и хорёк и т. д.

Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет:

ﻭﻳﺤﻞ ..اﺑﻦ ﻋﺮﺱ  

«Также дозволено употреблять ласку»

[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 8, с. 153].

Египетский Муфтият вынес следующую фатву относительно норки:

حيوان المنك حيوان ثديي قريب الشَّبه من ابن عرس والسنجاب، وهما من الحيوانات مأكولة اللحم عند الشافعية والمالكية، وجعل علماء الحيوان هذه الحيوانات من عائلة واحدة، فعلى القول بحلِّ أكله -كما هي قاعدة الإلحاق بالأشبه عند الشافعية في حكم ما أشكل أكله- يكون شحمه طاهرًا إذا ذكي الذكاة الشرعية

«Норка — млекопитающее, более похожее на хорька и белку, которые относятся к животным, чьё мясо дозволено в пищу, согласно шафиитскому и маликитскому мазхабам. Биологи относят этих животных к одному семейству. И согласно мнению о его дозволенности в пищу в соответствии с принципом шафиитского мазхаба “животное, в дозволенности употребления мяса, которого нет ясности, относят к более похожему (дозволенному)”, и его жир является чистым, пригодным для употребления и использования, если оно заколото по нормам Ислама». 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Из вышесказанного следует, что употребление мяса и жира не только барсука, но и остальных представителей семейства куньих дозволено, если  их закололи по нормам Ислама.

Конец цитаты.

Попробуем разобраться.

  • Питается барсук самой разнообразной пищей: мелкими зверьками (недавно родившиеся зайчата, грызуны), лягушками, ящерицами, змеями, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, ягодами, фруктами, орехами, травой. Иной раз за одну охоту барсук добывает 50—70 и больше лягушек, сотни насекомых, их личинок или дождевых червей.
  • Правило, о котором говорит египетский муфтият в вопросе о норке гласит, что животные похожи по внешнему виду, а не по классификации в биологии. Например, если абсолютно не разбирающийся в биологии человек встретит норку и ласку, он скажет, что “они похожи”. А если встретит норку и барсука – скажет “не похожи”. Даже если учесть размеры и взять выдру и барсука – так же скажет “не похожи”. Это правило “животное, в дозволенности употребления мяса, которого нет ясности, относят к более похожему (дозволенному)” работает так. О нем я уже писал в одной из статей, пункт 2. Если же время и инструменты позволяют разобрать животное с точки зрения биологической принадлежности, рациона – то проверка производится именно так, а не по внешней схожести. Одно дело увидеть на охоте незнакомое животное и быстрее решить вопрос по нему – халяль или нет, ориентируясь на внешнюю схожесть с каким-либо животным и добыть его. Другое – когда есть полный набор инструментов, книг и времени для решения этого вопроса. Как видно на картинке ниже, барсук очень сильно выделяется на фоне куньих и беличьих внешним видом, недаром его в наших краях (средняя полоса России) называли в древности лесной собачкой.
Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?
  • Ибн Кудама в своей книге «Аль-Мугни» о ласке пишет, что он хищник. Но упоминает, что аш-Шафиги сказал о нем, что у нее небольшие клыки, поэтому разрешил. Однако барсук уже отличается размерами клыков, даже если придерживаться мнения аш-Шафиги и делать аналогию по принадлежности к семейству куньих. У нашего европейского барсука клыки примерно как у средней собаки. Исходя из этого, а также образа жизни, выводят фетву о запрещенности барсука. Получается, по размерам клыков барсук так же не проходит по условиям аш-Шафиги. Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?

Как видим, это путь вызывает очень много нагромождений разных мнений и разногласий (даже при разборе одного животного), и даже в случае применения различных инструментов, абсолютное большинство склоняются к тому, что барсук – харам (если быть честным, я нигде, кроме фетвы ДУМ РД не видел, чтобы барсука приравнивали к халяль). Соответственно, употребление его жира не разрешено.

Второе мнение. Харам.

Здесь все очень просто, вопрос решается по первому пути:

Сибааг – все хищные животные, у которых есть клыки и когти и которые питаются мертвечиной или убивают животных.
عن ابن عباس رضي الله عنهما «أن رسول الله صلى الله عليه وسلم نَهَى عَنْ كُلِّ ذِي نَابٍ مِن السِّبَاع، وعَن كُلِّ ذِي مِخْلَبٍ مِن الطَّيْرِ».  
[صحيح] – [رواه مسلم]Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо любого дикого зверя, имеющего клыки, и мясо любой птицы, имеющей когти”.  

Достоверный. – передал Муслим

По данному мнению все хищные животные, вне зависимости от размеров клыков и возможности нападать на человека – запрещены. И это самый простой и легкий инструмент для условий России и соседних стран, где другой дичи великое множество, АльхамдулиЛлях.

Чем заменить барсучий жир?

Заменой барсучьему жиру служит жир сурка, гусиный жир, курдючный жир (последние два можно топить с прополисом). Жир сурка намного целебнее по составу:

Жир сурка, характеризуется необычно высоким содержанием непредельных
кислот по сравнению с другими наземными видами животных. В жире сурка содержится
значительное количество естественных антиокислителей, по концентрации которых он
уступает лишь рыбьему и превосходит все остальные животные жиры [3].
Методом ГХ-МС определен жирнокислотный состав жира сурка и
идентифицировано 36 высокомолекулярных жирных кислот, установлено, что в
наибольшем количестве содержаться следующие кислоты: гексадекановая (C16:0), цис7-гексадеценовая (C16:1n7), цис-9-октадеценовая (C18:1n9), цис-11-октадеценовая
(C18:1n11), цис-9,12-октадекадиеновая (C18:2n6), цис-9,12,15-октадекатриеновая
(C18:3n3). Как видно из полученных данных, в жире сурка содержится необычно
высокое для наземных животных количество ненасыщенных жирных кислот (до 80%),
что подтверждает биологическую ценность данного продукта.

Полный химический анализ суркового жира, так же почитать сравнение барсучьего, медвежьего, бобрового и суркового жира можете по ссылке.

Халяль сурковый жир можно купить здесь

Добываем по Шариату, сезон начинается с середины июля. Количество очень ограничено.

Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?Барсук и барсучий жир - харам или халяль?

Поделиться ссылкой: