Ассаламу галейкум ва рахматуЛлах ва баракатух. В данной статье постараюсь раскрыть поиск дичи по шариатским нормам, так как есть очень тонкие ньюансы, которые возникают на охоте.
Ситуация на охоте. Вы выстрелили в дичь и она начинает убегать/утягивает от вас и скрывается/не скрывается из виду. Очень важный (очень-очень важный!!!) момент – в Шариате дичь не обязательно должна скрыться из ваших глаз, чтобы считаться “потерянной” и “запрещенной”: для того, чтобы она стала для вас запретной достаточно просто не последовать за ней, а отвлечься другими делами и подумать “Никуда не денется, потом найду (подберу)” и т.д., даже если дичь упала на ваших глазах в 10 метрах.
Стандартные ситуации, которые уже раньше описывал:
выстрелили в бобра, он пропал, пошли в другое место за другим бобром, а потом вернулись и нашли первого бобра;
глухарь на току подранком утянул с токового дерева и вместо того, чтобы последовать за ним, вы подумали “Ну и ладно, пропал – не беда, других добуду” и направились к другому мошнику, добыли его и дальше, идя в направлении глухаря-подранка, нашли его мертвого;
лось-подранок, которого команда отказывается преследовать и делает другой загон, а потом случайно находит первого мертвым и т.п.
Ситуация может в корне поменяться если, например, дичь убежала-утянула настолько далеко, что для дальнейших поисков нужна помощь собаки или же помощь коллеги и нужно сперва заехать за ними и бросить преследование поневоле, а потом вернуться к месту охоты. Такие случаи – не редкость, на примере того же глухариного тока: подстрелили крупного глухаря, а он убежал и никак его не могли найти. Потратили около 1 часа на поиски, в итоге пришлось ехать за собаками. Дратхаару тоже потребовалось немало времени, пока он распутал следы… Отдельная тема, когда лось уходит подранком в другое хозяйство или же в заповедник… Много непредвиденных ситуаций случается на охоте.
Начнем с наиважнейшего.
Просим Аллаха Его прекрасными именами – аль-Фаттах (Открывающий), аль-Батын (переводится по разному – как Тайный, Сокрытый), аз-Захир (Явный), ар-Раззаак (Дающий пропитание постоянно), ар-Разик (Кормилец), аль-Кабид (Удерживающий) и читаем это дуа:
اللَّهُمَّ رَادَّ الضَّالَّةِ، وَهَادِي الضَّلَالَةِ، أَنْتَ تَهْدِي مِنَ الضَّلَالَةِ، ارْدُدْ عَلَيَّ ضَالَّتِي بِعِزَّتِكَ وَسُلْطَانِكَ، فَإِنَّهَا مِنْ عَطَائِكَ وَفَضْلِكَ
Транслитерация:
Аллахумма радда д-далляти уа хадия д-даляляти анта тахди мина д-даляляти, урдуд аляйя дааллатии би гиззатика ва султаника фа’иннху мин ата’ика уа фадлик
Перевод:
“О, Аллах, Возвращающий потерянное и Выводящий из заблуждений, Ты выводишь нас из блужданий. Верни мне мою потерю властью и силой Твоей, поистине она – дар Твой и милость Твоя”.
(аль-Муджам ас-Сагыр Табарани, хадис 660, передал Ибн Умар разногласия по поводу самого хадиса по ссылке, в применении самого текста хадиса, как обращения к Аллаху ученые не видят проблем, объяснено там же по ссылке).
Поиск дичи. 2 основных правила.
1. Если охотник ранил животное стрелой (или другим видом оружия), преследовал его, пока оно не ушло из виду, и не прекращал его поиски, пока не достиг его мертвым, мясо такого животного дозволено в пищу.
وإذا وقع السهم بالصيد فتحامل حتى غاب عنه ولم يزل في طلبه حتى أصابه ميتا أكل
(Табьин аль-хакаик, 6/57) следует из хадисов вида:
عن أبي ثعلبة رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «إذا رَمَيْتَ بِسَهْمِكَ، فغابَ عنْك، فَأَدْرَكْتَهُ فَكُلْهُ، ما لَمْ يُنْتِنْ».
[صحيح] – [رواه مسلم]
Абу Саляба (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ты пустил свою стрелу и дичь скрылась от тебя, и ты настиг её – то ешь её, если она не приобрела неприятный запах».
Достоверный. – передал Муслим
В переводе этого хадиса встречаются неточности, из-за которых неправильно отражаются шариатские законы:
предложение فَأَدْرَكْتَهُ переводят как “ты нашел его”. На самом деле глагол أَدْرَك переводится как “настигать, преследовать”, “делать что-то не прерываясь”. Поэтому из этого хадиса следует второе правило:
2. Если охотник отказался от преследования, а потом нашел дичь мертвой, то мясо не дозволено, и построено положение на преследовании или отсутствии преследования, но не делается вывод по потере из вида или отсутствию потери из вида (следует понимать как “условием разрешенности добычи является преследование вне зависимости от того, скрылась она из виду или нет, и если охотник даже видел дичь, но не преследовал (т.е. пошел по другим делам и вернулся к ней позже) – для него эта дичь запретна”) и на этом многие книги факихов наших сподвижников, пусть будет Аллах доволен ими.
وإن قعد عن طلبه ثم أصابه ميتا لم يؤكل فبنى الأمر على الطلب وعدمه لا على التواري وعدمه وعلى هذا أكثر كتب فقهاء أصحابنا — رحمهم الله
(Табьин аль-хакаик, 6/57)
В основе все положения связаны именно с этими двумя правилами.
На практике же, все это превращается в бесконечную цепочку разных ситуаций: от охоты на стаю куропаток до убежавшего в заповедник лося.
Для простоты, условно охоты можно разделить на стайную и одиночную добычу.
Это разделение нужно, чтобы понять, что при охоте на стаю даже если первая дичь упала (скрылась из виду), мы можем продолжать охотиться на других особей стаи, а потом собирать всех. Такова основа охоты на стаю и отражено это в словах “добыча дозволена, если охотничье животное было выпущено на нескольких животных с одним произнесением басмали и убило каждое животное немедля, одно за другим” «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат» имам аш-Шурунбулали. Напомню, что охотничье животное в Шариате приравнивается к охотничьему оружию и что действительно для животного – действительно для оружия. Из этого получаем, что охота на стаю приравнивается к одной охоте и даже если первым выстрелом попали и подранок утянул далеко и скрылся из виду, вы достреливаете по стае и после этого идете искать всю сбитую добычу. В этом случае нельзя продолжать охоту по переместившейся стае, а, как отстрелялись, идти в поисках добычи.
Например, охота на уток на болоте, когда налетает стая на чучела. Здесь у охотника возможность выбить из стаи 5 выстрелами 5 уток, и стартом к подбору дичи будет улет стаи, а не первая упавшая птица. Т.е. один налет и после этого выходим подбирать дичь, вне зависимости от того, сколько уток упало, исходя из правил о дичи, упавшей на воду. Не ждем налета второй стаи, как обычно принято делать в некоторых охотничьих коллективах – всю дичь собирать после завершения охоты. Так делать нельзя. То же самое с тетеревами, куропатками, гусями, перепелами – т.е. вся дичь, которая поднимается/налетает стаей. Но бывают и исключения, как тот же глухарь, например. По нему у нас бывают как охоты по стае, так и по одиночной птице. Охота по глухариным выводкам дает нам возможность стрелять по всей стае, пока она не уйдет из зоны поражения, а вот охота на току на глухаря уже не дает нам такой возможности. Ибо это уже не охота по стае, а каждый раз скрадывание отдельной особи. Исключением в данном случае является только когда 2 мошника сидят рядом и первого бьют под песню второго.
Та же ситуация и с рябчиком, хотя мало практикуется сейчас охота по выводкам с собакой. А при охоте с манком редко когда бывает возможность стрелять по второй птице, хотя один дуплет в моей охотничьей практике был. Очень долго переговаривался с выводком в марийских лесах, на трель молодого петушка сразу откликнулись 4 рябчика. После долгих “переговоров”, а дело было в начале сентября (читай – весь рябчик прибегал по земле), все-таки один рябой подбежал на уверенный выстрел. Сразу же вылетаю из под лапы столетней ели за добычей, как чуть в грудь не бьет меня другой петушок, который, оказывается, молча подошел ко мне и был под соседней елкой. Буквально в 4 метрах от моих сапог ложится и второй; альхамдулЛях, не разорвало: стрелял цилиндром (первого бил из чока, тогда ходил с интереснейшим ружьем – ТОЗ-Б, на фото ниже). Вот такой вот дуплет оформил… Жаль, фото не сохранилось.
Так же при охоте на стаю бывают ситуации, когда при доборе дичи, вылетает вторая. Например, охота на тетеревов на лунках. Здесь тоже идет охота на стаю, даже если к каждой лунке подходят отдельно.
Это применительно и к стайным животным, например, оленям, косулям, баранам. То же самое правило, что выстрелы должны следовать один за другим, пока стая не уйдет из зоны поражения.
В данном случае оцениваем характер попадания. Так как если раненное животное скрывается, нет гарантии, что вы попали так, что животное вообще остановится или умрет. Все это происходит в считанные доли секунды, поэтому охотник сам оценивает, что нужно делать с этим животным исходя из характера раны (разные виды ранений и как себя ведет животное после них и как следы оставляет – в этой статье): какую добычу искать первой? Как только стая ушла, нужно идти добирать зверей и ни в коем случае не продолжать преследование стаи. В первую очередь добираем то, что наиболее легко добрать (или же нужно добрать, чтобы она не убежала дальше), а далее продолжаем поиски подранков.
При охоте же на одиночную дичь (даже если на нее в некоторые сезоны охотятся как на стаю) правилом будет идти подбирать каждую добычу.
При этом не забываем, что некоторые звери у нас (например, лось), могут совершенно спокойно “гулять” несколько дней с раной в живот, например. Поэтому здесь условием будет, что вы не перестаете его преследовать, даже если приходится съездить домой, погреться, поспать и т.д. В хадисах упоминаются разные сроки на поиски и ставится условием, что мясо не должно изменить естественный запах, а так же то, что охотник должен быть уверен, что животное ранил он сам и нет других ран, кроме его, и оно не должно быть в воде (т.е. не должно быть места сомнениям – утонуло животное или умерло от раны).
عَنْ أَبِي ثَعْلَبَةَ الْخُشَنِيِّ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِذَا رَمَيْتَ الصَّيْدَ فَأَدْرَكْتَهُ بَعْدَ ثَلاَثِ لَيَالٍ وَسَهْمُكَ فِيهِ فَكُلْهُ مَا لَمْ يُنْتِنْ.
Абу Са‘ляба аль-Хушани, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ты выстрелил в дичь и настиг её после трех ночей и в ней твоя стрела, то ешь её мясо, если только от него не начало исходить зловоние».
عَنْ عَدِيِّ بْنِ حَاتِمٍ أَنَّهُ قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَحَدُنَا يَرْمِي الصَّيْدَ فَيَقْتَفِي أَثَرَهُ الْيَوْمَيْنِ وَالثَّلاَثَةَ ثُمَّ يَجِدُهُ مَيِّتاً وَفِيهِ سَهْمُهُ أَيَأْكُلُ؟ قَالَ: نَعَمْ إِنْ شَاءَ. أَوْ قَالَ: يَأْكُلُ إِنْ شَاءَ.
‘Ади ибн Хатим, да будет доволен им Аллах, передаёт, что он спросил: «О Посланник Аллаха, если один из нас поразил дичь стрелой, и шел по ее следам два или три дня, потом нашел ее мёртвой и в ней его стрела, может ли он есть её мясо?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да, если желает».
Со стрелой это легко сделать, даже если найдете сломанное древко с наконечником.
В наше же время при групповых охотах может случиться ситуация, что несколько охотников стреляют в одно животное, теряют его из виду, и часть из них отказывается от поисков, а часть – ищет. Такой случай вспоминается из рассказа знакомого охотника, когда лось на номера вышел уже почти на закате, одновременно несколько человек попали в него, однако подранок убежал в овраги. Некоторые из группы отказались от поисков ввиду сложности этой затеи (кто бывал в оврагах Тетюшского района – тот знает о чем речь, тем более все происходило уже ночью, и вывезли лося кусками филе в мешках на своих плечах уже почти на рассвете следующего дня). Это категорически нельзя делать, т.к. нет уверенности в том, что именно тот, кто нанес смертельное ранение, от которого животное умерло, будет в группе, продолжающей поиски. А тот, кто смертельно ранил зверя, мог отказаться от поисков, не передав при этом свои полномочия. В данном случае зверь будет запрещен для всей группы охотников.
Поэтому возьмите за правило: если охотитесь группой, до конца охоты группа не должна отказываться от поиска подранка, особенно те, кто одновременно стреляли в одного и того же зверя. Если же один из стрелявших не может преследовать подранка (физическая слабость, болезнь, форс-мажорные ситуации), то он не должен мысленно отказываться от поисков, а передать свои полномочия коллегам, при этом должен максимально помогать им по мере возможностей.
Поиск дичи. Как долго можно искать дичь?
Касательно количества дней, отпущенных на поиски трудно что-либо сказать и ситуация требует уточнения, т.к. упоминаются “на следующее утро”, “2 или 3 дня” или просто “пока не приобрела дурной запах”. Практика охоты указывает, что, возможно, этот период зависит от времени года, поэтому такой разброс во времени поисков. Также необходимо учесть, что погодные условия саудийского полуострова или других южных широт сильно отличаются от погодных условий России и других северных стран, поэтому ограничение в 2-3 дня с условием, что не начало исходить зловоние, соответствует действительности только в теплое время года. В холодное же время года дичь просто замерзнет и будет ли действовать в этом случае ограничение в 2-3 дня для нахождения добычи – не понятно. Если исходить из основ, если дичь начала источать неприятный запах, то ее нельзя есть, даже если не прошло 2 или 3 дня. И на это указывает хадис: Абу Саляба (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ты пустил свою стрелу и дичь скрылась от тебя, и ты настиг её – то ешь её, если она не приобрела неприятный запах». Поэтому, скорее всего, нужно ориентироваться на дурной запах. И, как уже было сказано ранее, на теле животного не должно быть других ран, кроме вашей.
И Аллах знает лучше.
Ахмад ат-Татарстани.