
Ассаламу галейкум.
Если для теплых арабских стран (там местные гуси даже не линяют) это не совсем актуально, то для северных стран одежда из меха была привычной. Спорные моменты в использовании шкур: первый – по поводу очищения шкур дублением; второй – ношение шкур хищников. Попробуем разобраться подробнее в этом вопросе.
По мнению большинства ученых разных мазхабов, любая шкура очищается путем дубления (кроме свиньи).
1. «Любая шкура после дубления становится чистой». Абу Дауд 4123, ат-Тирмизи 1728, ан-Насаи 3/173, Ибн Маджах 3609
2. Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если шкура дубленая, то она чистая». Муслим 1/277.
Здесь есть разногласие среди факихов мазхабов относительно шкур хищников. Если очень грубо, то разногласия из-за этих хадисов:
1. Со слов Му’ауии сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не садитесь верхом на шелк или же на шкуру тигра!» Абу Дауд 4129, Ибн Маджах 3656.
2. Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ангелы не сопровождают людей, среди которых есть шкура тигра». Абу Дауд 4130.
3. Абуль-Малих передал со слов своего отца: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал использовать шкуры диких зверей (сиба’) и покрывать ими (постели)». ат-Тирмизи 1770
4. Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил носить шкуры хищников и садиться на них верхом». Ахмад 4/132, Абу Дауд 4131
Это очень большое разногласие и длится уже не одно столетие, здесь я его не смогу привести полностью. Возникает оно по причине слова “сиба'” – хищник. Относится ли хадис ко всем хищникам или же ограничивается только упомянутыми животными – леопардом и тигром? Скажу, что арабы (специально обращался к тем из них, кто занимается шкурами, клыками и другими продуктами охоты), когда слышат слово сиба’, сразу же представляют диких животных-людоедов. Что мы можем извлечь из всего этого? Тигров у нас нет, тем более мы на их шкурах не сидим и не ездим. Проблемы возникают только с теми хадисами, где идет обобщение хищников и в этот разряд попадают: медведь, рысь, волк, лиса и т.д. Что делать: конкретизировать или обобщать? Очень хорошо об этом разногласии из-за хадиса «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил шкуры хищников» сказал имам ас-Синди: “Было сказано, что речь в хадисе идет о шкурах (хищников) до дубления. Или же речь идет о полном запрете (дубленая или нет), если брать мнение, что шерсть не очищается путем дубления. Если же брать мнение о том, что шкура хищников очищается, то она запрещается по той причине, что ее ношение является обычаем тиранов и деянием расточителей”. См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” 4/199.
Есть очень обширные разборы по этому вопросу с применением различных инструментов усуль-фикха, и есть очень интересный подход, который принимает во внимание и текст, и смысл хадисов и отражает полную картину запрета.
Суть его заключается в том, что запрет на использование шкур хищников конкретизируют именно тигром или леопардом ввиду того, что использование шкуры этих животных дает образ высокомерного расточителя, желающего выделиться. Согласитесь, даже в наше время, когда часами за сотню тысяч невозможно удивить человека, использование шкуры тигра или леопарда в одежде или же как покрывало, вызывает определенный интерес к хозяину этой вещи. И здесь возникает запрет только на использование в указанном выше виде, для создания образа, как мы видим из хадисов. Но никак не на добычу и использование в обычных целях (об этом также упоминает ат-Тахави), таких как согрев, особенно местных пушных животных. Это еще одно подтверждение в пользу нашего решения о запрете именно шкуры тигра и леопарда для придания статуса своему хозяину. Охотнику сразу бросается в глаза слово «тигр» в хадисах. На Саудовском полуострове он не обитал. Ближайший ареал его обитания (и то в мизерных количествах) – Северный Иран, Кавказ и Карпаты. Т.е. даже при желании, добыть его не получилось бы на территории халифата, т.к. при смерти Пророка صلى الله عليه و سلم границы халифата были в пределах полуострова. Было только два пути – купить или захватить.
Ат-Тахави приводит примеры о том, что Мухаммад ибн Сирин садился на седло, обшитое шкурой тигра, и сказал, что Умар ибн Абдуль-Азиз садился на них. Есть разные истории о том, как сахабы использовали захваченные дорогие вещи в самых обычных целях. Сейчас уже никто не сможет точно сказать, но такой ход мыслей убирает многие, казалось бы, противоречивые сообщения.
Подытоживая, скажем, мы взяли в этом вопросе мнения что:
1. Все шкуры очищаются путем дубления, кроме свиной. Мы являемся добытчиками, а не потребителями, поэтому нам неважно, очищается дублением кожа свиньи или нет. То же касается и собаки.
2. Шерсть очищается путем дубления, иначе какой смысл в коже без шерсти и подшерстка? Только бурдюки (сосуды для воды) делать. Из кожи хищников из отряда кошек, куньих или собак мало что можно делать, кроме как использовать их в одежде.
3. В хадисе о запрете шкур хищников пришли к выводу, что в них подразумеваются шкуры леопарда и тигра.
Очень интересный момент с точки зрения науки есть в нечистоте шкур хищников до дубления, в отличие от чистоты растительноядных животных.
Как мы (охотники) знаем, плотоядные животные, такие как кабан, медведь, барсук, куница, лиса и другие являются носителями трихинеллы и других опасных паразитов. Даже контакт с необработанной шкурой больного животного может стать причиной заражения, тем более поедание их мяса. Мудрость Аллаха велика!
Еще более великая мудрость в использовании шкур хищников в том, что они намного легче, прочнее и теплее шкур растительноядных.
Учитывая распространенность одежды из меха в северных широтах, невозможно однозначно сказать, что некоторые виды шкур будут запретны ввиду показухи, особенно, если эта дичь обитает в этой местности. Например, для Москвы соболиная шапка – вещь весьма своеобразная и подходящая только в холодную погоду, для жителей тайги – можно сказать обыденный предмет, без которой выдержать сорокаградусный мороз – весьма нелегкое дело. Однако позволить одежду из соболя могли не все, обычно в него одевалась семья охотника-промысловика. Так же можно взять и норковую шубу, которая ввиду легкости и тепла подходит для морозной погоды. Намеки, что синтетика лучше, дешевле, прочнее весьма субъективные. Во время разработки одежды для охотников, я очень увлекся новыми технологиями, такими как флис, тинсулейт, мембранные ткани. Реклама и легкость в работе делают свое дело. Все бы так и шло, если бы не мой знакомый Сунарыч – охотник с более чем 50 летним стажем, объездивший всю Сибирь вдоль и поперек. Как сейчас помню его слова: «Ты сперва лес повали, потом иди на засидку в своей синтетике… Всю свою новомодную одежду готов будешь поменять на простой бушлат!» И действительно, в один из дней посчастливилось изрядно попотеть с проездом на Ниве до места охоты. В засидку садился уже весь взмокший. Мороз всего -10 С, однако не смог выдержать и получаса. Первое – синтетика не греет. Второе – в ней невозможно согреться у костра. После этого случая практически всегда одевал только одежду из натуральных материалов, чтобы можно было вплотную подойти к костру без боязни загореться.
Вся ответственность за ношение предметов роскоши (и не роскоши) на покупателе и все зависит от его намерения. Желанием выделиться может стать любая одежда: и ондатровая шапка, и шубка с лисьим воротником, и варежки из бобра, и просто шильдик Долче-Габбана.
Аллах Аглям.
Ахмад ат-Татарстани.