Шкуры хищников в Исламе – халяль или харам?

Ассаламу галейкум.

Если для теплых арабских стран (там местные гуси даже не линяют) это не совсем актуально, то для северных стран одежда из меха была привычной. Спорные моменты в использовании шкур: первый – по поводу очищения шкур дублением; второй – ношение шкур хищников. Попробуем разобраться подробнее в этом вопросе.

По мнению большинства ученых разных мазхабов, любая шкура очищается путем дубления (кроме свиньи).

1. «Любая шкура после дубления становится чистой». Абу Дауд 4123, ат-Тирмизи 1728, ан-Насаи 3/173, Ибн Маджах 3609

2. Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если шкура дубленая, то она чистая». Муслим 1/277.

Здесь есть разногласие среди факихов мазхабов относительно шкур хищников. Если очень грубо, то разногласия из-за этих хадисов:

1. Со слов Му’ауии сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не садитесь верхом на шелк или же на шкуру тигра!» Абу Дауд 4129, Ибн Маджах 3656.

2. Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ангелы не сопровождают людей, среди которых есть шкура тигра». Абу Дауд 4130.

3. Абуль-Малих передал со слов своего отца: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал использовать шкуры диких зверей (сиба’) и покрывать ими (постели)». ат-Тирмизи 1770

4. Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил носить шкуры хищников и садиться на них верхом». Ахмад 4/132, Абу Дауд 4131

Это очень большое разногласие и длится уже не одно столетие, здесь я его не смогу привести полностью. Возникает оно по причине слова “сиба'” – хищник. Относится ли хадис ко всем хищникам или же ограничивается только упомянутыми животными – леопардом и тигром? Скажу, что арабы (специально обращался к тем из них, кто занимается шкурами, клыками и другими продуктами охоты), когда слышат слово сиба’, сразу же представляют диких животных-людоедов. Что мы можем извлечь из всего этого? Тигров у нас нет, тем более мы на их шкурах не сидим и не ездим. Проблемы возникают только с теми хадисами, где идет обобщение хищников и в этот разряд попадают: медведь, рысь, волк, лиса и т.д. Что делать: конкретизировать или обобщать? Очень хорошо об этом разногласии из-за хадиса «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил шкуры хищников» сказал имам ас-Синди: “Было сказано, что речь в хадисе идет о шкурах (хищников) до дубления. Или же речь идет о полном запрете (дубленая или нет), если брать мнение, что шерсть не очищается путем дубления. Если же брать мнение о том, что шкура хищников очищается, то она запрещается по той причине, что ее ношение является обычаем тиранов и деянием расточителей”. См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” 4/199. 

Есть очень обширные разборы по этому вопросу с применением различных инструментов усуль-фикха, и есть очень интересный подход, который принимает во внимание и текст, и смысл хадисов и отражает полную картину запрета.

Суть его заключается в том, что запрет на использование шкур хищников конкретизируют именно тигром или леопардом ввиду того, что использование шкуры этих животных дает образ высокомерного расточителя, желающего выделиться. Согласитесь, даже в наше время, когда часами за сотню тысяч невозможно удивить человека, использование шкуры тигра или леопарда в одежде или же как покрывало, вызывает определенный интерес к хозяину этой вещи. И здесь возникает запрет только на использование в указанном выше виде, для создания образа, как мы видим из хадисов. Но никак не на добычу и использование в обычных целях (об этом также упоминает ат-Тахави), таких как согрев, особенно местных пушных животных. Это еще одно подтверждение в пользу нашего решения о запрете именно шкуры тигра и леопарда для придания статуса своему хозяину. Охотнику сразу бросается в глаза слово «тигр» в хадисах. На Саудовском полуострове он не обитал. Ближайший ареал его обитания (и то в мизерных количествах) – Северный Иран, Кавказ и Карпаты. Т.е. даже при желании, добыть его не получилось бы на территории халифата, т.к. при смерти Пророка صلى الله عليه و سلم границы халифата были в пределах полуострова. Было только два пути – купить или захватить.

Ат-Тахави приводит примеры о том, что Мухаммад ибн Сирин садился на седло, обшитое шкурой тигра, и сказал, что Умар ибн Абдуль-Азиз садился на них. Есть разные истории о том, как сахабы использовали захваченные дорогие вещи в самых обычных целях. Сейчас уже никто не сможет точно сказать, но такой ход мыслей убирает многие, казалось бы, противоречивые сообщения.

Подытоживая, скажем, мы взяли в этом вопросе мнения что:

1. Все шкуры очищаются путем дубления, кроме свиной. Мы являемся добытчиками, а не потребителями, поэтому нам неважно, очищается дублением кожа свиньи или нет. То же касается и собаки.

2. Шерсть очищается путем дубления, иначе какой смысл в коже без шерсти и подшерстка? Только бурдюки (сосуды для воды) делать. Из кожи хищников из отряда кошек, куньих или собак мало что можно делать, кроме как использовать их в одежде.

3. В хадисе о запрете шкур хищников пришли к выводу, что в них подразумеваются шкуры леопарда и тигра.

Очень интересный момент с точки зрения науки есть в нечистоте шкур хищников до дубления, в отличие от чистоты растительноядных животных.

Как мы (охотники) знаем,  плотоядные животные, такие как кабан, медведь, барсук, куница, лиса и другие являются носителями трихинеллы и других опасных паразитов. Даже контакт с необработанной шкурой больного животного может стать причиной заражения, тем более поедание их мяса. Мудрость Аллаха велика!

Еще более великая мудрость в использовании шкур хищников в том, что они намного легче, прочнее и теплее шкур растительноядных.

Учитывая распространенность одежды из меха в северных широтах, невозможно однозначно сказать, что некоторые виды шкур будут запретны ввиду показухи, особенно, если эта дичь обитает в этой местности. Например, для Москвы соболиная шапка – вещь весьма своеобразная и подходящая только в холодную погоду, для жителей тайги – можно сказать обыденный предмет, без которой выдержать сорокаградусный мороз – весьма нелегкое дело. Однако позволить одежду из соболя могли не все, обычно в него одевалась семья охотника-промысловика. Так же можно взять и норковую шубу, которая ввиду легкости и тепла подходит для морозной погоды. Намеки, что синтетика лучше, дешевле, прочнее весьма субъективные. Во время разработки одежды для охотников, я очень увлекся новыми технологиями, такими как флис, тинсулейт, мембранные ткани. Реклама и легкость в работе делают свое дело. Все бы так и шло, если бы не мой знакомый Сунарыч – охотник с более чем 50 летним стажем, объездивший всю Сибирь вдоль и поперек. Как сейчас помню его слова: «Ты сперва лес повали, потом иди на засидку в своей синтетике… Всю свою новомодную одежду готов будешь поменять на простой бушлат!» И действительно, в один из дней посчастливилось изрядно попотеть с проездом на Ниве до места охоты. В засидку садился уже весь взмокший. Мороз всего -10 С, однако не смог выдержать и получаса. Первое – синтетика не греет. Второе – в ней невозможно согреться у костра. После этого случая практически всегда одевал только одежду из натуральных материалов, чтобы можно было вплотную подойти к костру без боязни загореться.

Вся ответственность за ношение предметов роскоши (и не роскоши) на покупателе и все зависит от его намерения. Желанием выделиться может стать любая одежда: и ондатровая шапка, и шубка с лисьим воротником, и варежки из бобра, и просто шильдик Долче-Габбана.

Аллах Аглям.

Ахмад ат-Татарстани.

Поделиться ссылкой: