Соколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и орды

Соколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и орды1388175273_50702273_normal_97.jpg
Рис.1 – Персидская миниатюра сцены соколиной охоты, XIV в.

   Соколиная охота известна с давних времен. Археологические находки указывают на то, что корни этого занятия уходят на Восток. Очевидно, что европейцы узнали об этой охоте от азиатских кочевников в эпоху Великого переселения народов. Существуют две основные версии проникновения соколиной охоты в Европу. По одной – она появилась благодаря скифам и сарматам в I–III в. н. э., при этом движение из Азии шло как бы в охват Средиземноморья по территории северного побережья Африки и через Центральную и Северную части Европы. По другой – пришла в Европу вместе с гуннами или аварами.
   Охота с хищными птицами в древние времена была атрибутом жизни аристократов. В средние века охотится с соколами и другими ловчими птицами могли себе позволить только представители правящих родов, высшей аристократии, знатные воины.
   В России соколиная охота известна со времен Киевской Руси, а особенный ее расцвет пришелся на 17 век, при царе Алексее Михайловиче. Соколиная охота считалась привилегией царей и остальной знати, готовилась она с небывалым размахом. Слово «сокольничий» означало придворную должность и чин на Руси 14-17 века. А всем известное название территории современной Москвы — «Сокольники» тогда было местом царской охоты.

Соколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и орды1388175303_20101123-1-1-1.jpg
Рис.2 – Лицевой свод. 1568-1576. Миниатюра со сценой охоты.

***

   Если говорить о соколиной охоте в раннем средневековье (у предков татар), то следует упомянуть изображения на камнях в Горном Алтае. Одним из распространённых сюжетов в алтайских петроглифах является охотничья деятельность. Среди многообразия охотничьих сцен в Горном Алтае известны пока только две композиции, передающие охоту с применением хищной птицы .
   Первая композиция выполнена в технике граффити на сланцевой поверхности около села Усть-Кан. «Писаница», датируемая исследователями ранним средневековьем, была скопирована в 80-е гг. XX в. и опубликована в первой половине 90-х гг. (Елин, Некрасов, 1991: 146-147; Елин, Некрасов, 1994; Молодин, 1992). Это местонахождение петроглифов, названное «Усть-Канской писаницей», содержит несколько зооморфных, орнитоморфных и антропоморфных фигур. Условно композицию можно разделить на две части: верхнюю и нижнюю. В верхней части, где изображены только животные, прослеживается не менее шести-семи фигур. В нижней части композиции выделяются две группы изображений: слева прочерчены летящая хищная птица и три фигуры животных, из которых определимы два: кабан и копытное животное без рогов. Справа от этих изображений локализуются несколько других фигур: скачущий всадник, держащий на поднятой руке ловчую птицу(?); пара куропаток перед всадником; марал, раненый стрелой в грудь; два копытных животных над маралом; пеший лучник, стреляющий в марала. Ниже справа изображена привязанная лошадь.

Соколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и орды1388175347_konstantinov-soyonov-2012-1.jpg
   Вторая сцена соколиной охоты обнаружена и скопирована в 1996 г. горноалтайским этнографом Е.Е. Ямаевой на известном памятнике Бичикту-Бом (Ямаева, 2009: 57-59). Сейчас плоскость с этой редкой сценой, «выполненной тёмно-синей тушью по жёлто-красной поверхности», к сожалению, утеряна. Было опубликовано только описание сцены. В сцене охоты присутствуют несколько фигур: три всадника на верхнем ярусе; звери и птицы (1 марал, 1 козёл, 3 зайца и 3 сокола) на нижнем. Рядом со сценой имелась руническая надпись. Один всадник вооружён луком, фигура среднего всадника плохо различима, у третьего всадника в руках изображён «длинный предмет». Все фигуры изображены в движении, прорисованы мельчайшие детали. Соколы изображены преследующими зайцев. Сцена отнесена исследовательницей к памятникам уйгурской культуры .

Соколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и орды1388175372_konstantinov-soyonov-2012-2.jpg

***
   Традиции соколиной охоты у татарской аристократии восходят к средневековому времени. Известно, что ловчих птиц применяли на охоте ещё волжские булгары. Изображения птиц встречаются на специфических предметах воинов, такие предметы иногда находят археологи. Известна, хранящаяся в национальном музее Татарстана костяная пластина-налучница, деталь снаряжения воина-лучника, которая защищала его левое предплечье от удара тетивой. На ней изображена хищная птица похожая на сокола.

Соколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и орды1388176384_arh_02.jpg

***
   У ордынской аристократии охота с птицами достигла, можно сказать, высокого для своего времени развития. По традиции, установленной ещё Ясой, облавная охота являлась своеобразной школой военной тренировки, своего рода войсковыми манёврами. Охота была одним из традиционных развлечений джучидской аристократии. В ярлыках Менгу-Тимура 1267 г., Бирдибека 1357 г., Тюляка 1379 г. и Тимур-Кутлуга 1398 г. в перечне золотоордынских чиновников упомянуты сокольники и барсники .
   Фламандский путешественник Вильгельм Рубрук, посетивший Монголию и Орду в 1253 – 1255 гг. описывает некоторые традиции местной аристократии: «У них есть в большом количестве соколы, кречеты и беркуты; всех их они носят на правой руке и надевают всегда соколу небольшой ремень, который висит у него до середины груди. При помощи этого ремня они наклоняют левой рукой голову и грудь сокола, когда выпускают его на добычу, чтобы он не получал встречных ударов от ветра или не уносился ввысь. Итак, охотой они добывают себе значительную часть своего пропитания».
   Русские летописи под 1283 г. сообщают, что ордынские сокольники промышляли лебедей. Послы Токты в 702 г.х. (1302/03 гг.) поднесли ильхану (правителю государства Хулагуидов, сейчас территория Ирана) Газану в числе подарков охотничьих соколов, шкурки «белок киргизских, ласок карлукских, горностаев славянских и соболей булгарских». Соколы упоминаются в числе подарков посольства 717 г.х. хана Узбека к египетскому султану. Кречеты посылались Узбеком в Китай великому кану династии Юань. Послы Джанибека, приехавшие в Египет в шаабане 758 г.х. (1357 г.), передали подарки, среди которых были собольи меха и хищные птицы. В 1385 г. посольство Токтамыша к египетскому султану поднесло ему в числе подарков 7 соколов.
   Об охоте с ловчими птицами, а также об охоте на оленей, гусей, щеглов сообщает венецианский монах и путешественник Иософат Барбаро: «Татары прекрасные охотники с соколами, и у них много кречетов; они ловят птиц на репейник  (что у нас не применяется), ходят на оленей и на другого крупного зверя. Кречетов они носят на кулаке одной руки, а в другой держат посошок; когда устанут, потому что ведь [эти птицы] вдвое больше орлов, они подставляют посошок под руку. Временами над их войском проносится стая гусей; тогда люди из лагеря пускают стрелы толщиной в палец, изогнутые и без оперения. Стрелы летят прямо, затем повертываются и летят наперерез птицам, раздробляя — когда настигнут их — то шею, то ноги, то крылья. Иногда кажется, что этими гусями полон воздух; от крика людей они, оглушенные, пугаются и падают на землю”.

Соколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и ордыСоколиная охота у татар. Из истории булгар, казанского ханства и орды1388175391_69887912_1296235808_image006.jpg
Рис.3 – Тимуджин во время охоты. Китайский рисунок XIII в.

   В Казанском ханстве традиции охоты продолжились, хотя сведения в письменных источниках практически отсутствуют. Тем не менее, кое-что можно сказать и об этом периоде. В нашем распоряжении нет каких-либо охотничьих трактатов, реалистических рисунков охотничьего снаряжения или описания правил охоты. Скудость письменных источников заставляет нас обратиться к археологическим коллекциям, в которых выявляются находки охотничьего инвентаря. В Казани при раскопках кожевенных мастерских XV – пер. пол. XVI вв. были найдены клобучок и кожаные путы. К сожалению, эти материалы до сих пор не опубликованы, но, по словам исследователей, эти предметы по форме и назначению ничем не отличаются от тех, что применяют современные сокольники.

Поделиться ссылкой:

1 Kомментарий

  1. Спасибо за интересную статью про соколиную охоту на казанской земле!
    Да, автор прав. При раскопках на территории Казанского Кремля был найден клобучок (шапочка для сокола) и плетеные из кожи путы (специальные ремешки на лапы ловчим птицам). Эти находки со 100%-ной достоверностью доказали, что на казанской земле соколиная охота культивировалась еще во времена Казанского Ханства, то есть до взятия Казани Иваном Грозным.

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*