Закят с меда. Полный разбор

Ассаламу галейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух. Как и любого пчеловода, меня волновал вопрос “Нужно ли отдавать закят с меда?”, так же часто приходится этот вопрос разбирать с пчеловодами. Тема очень обширная и противоречивая, попробуем разобраться в этом вопросе.

Сперва стоит сказать, что мед у нас попадает под закят (список 1):

  1. Мед, как урожай – гушр или десятина, т.е. 10%. Закят с урожая посевов и фруктовых садов, взращенных дождевой или речной водой, а также меда называется гушр (десятая часть);
  2. или мед, как товар – закят 2,5%, если человек захочет продать мед.

Согласно школам фикха и мнениям разных ученых, ситуация будет выглядеть так (список 2):

  1. Ханафиты, ханбалиты и старая школа шафиитов считают закят с меда обязательным (т.е. пункт 1 в списке 1) – гушр, 10%;
  2. Маликиты и новая школа шафиитов считают закят с меда необязательным, но при продаже меда он входит в объем нисаба и с полученных денег выплачивают 2,5% (т.е. пункт 2 в списке 1).
  3. Все остальные ученые, которые себя не причисляют к мазхабам, в любом случае выбирают между двумя пунктами выше.

Исключением из закята будет мед, который добывают в местности, в которой действуют:

пункт 2 списка 2, при этом мед добывается исключительно для собственных нужд (т.е. не продается);

или же пункт 1 списка 2, когда вводят минимальное количество меда для выплаты с него закята (добыча меда свыше примерно 600 кг. или оценка его в золотом эквиваленте – 85 гр. золота, например, такое правило действует в Кувейте согласно фетвы Абу Юсуфа. Если мед меньше этого объема, то закят с него не выплачивается).

Будьте аккуратны!!! Часто берут мнение, что закят с меда необязателен, продают мед и не включают его в объем нисаба.

Подробно о выплате закята с меда в виде десятины или 10% с урожая меда, вне зависимости от того, идет он на продажу или нет.

Как уже было сказано выше, в этом вопросе есть разногласие. Сразу скажу, что даже те, кто утверждает, что нет закята с меда в виде гушр, говорят о желательности этого действия. Например, шейх ибн Гусеймин говорит:

لكن إن أخرجها الإنسان تطوعاً فهذا خير، وربما يكون ذلك سبباً لنمو نحله وكثرة عسله، أما أنها لازمة يأثم الإنسان بتركها فهذا ليس عليه دليل

“Однако, если выведет закят человек добровольно, то в этом благо. Возможно, будет это причиной для увеличения (развития) пчел его и обилия меда его. Однако, то что воистину закят необходимость, грешит человек в оставлении его – нет на это доказательства”. Последнее предложение весьма спорное, т.к. доказательства на то, что с меда нужно давать закят, очень сильные, если применять методологию других факихов, а не ограничиваться только внешним смыслом хадиса и не опираться только на цепочки хадисов (это изучает наука усуль-фикх, у разных ученых разный подход к этому вопросу).

На что основываются те, кто говорит, что с меда выплачивается закят в размере 10%?

Самое главное – они относят мед к урожаю, к сельхозпродукции. На это так же указывают и хадисы о меде (ниже).

Общие аяты и хадисы о закяте гушр:

В Коране Всевышний Аллах повелевает:

«и давайте [нуждающимся] должное в день уборки урожая». (Сура ан-Анам, 6/141)

Ибн Аббас (радыйаллаху анхума) объяснял, что под словом «должное» подразумевается обязательность выплаты закята. Было уточнено, что речь идет об «‘ушре» или половине «‘ушра», то есть 1/20 части урожая. Другим доказательством является следующий аят:

«О вы, которые уверовали! Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле». (Сура аль-Бакара, 2/267)

Закят еще называют «нафака» (пропитание). Доказательством является следующий аят:

«А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, возвести [Мухаммад, что ждет их] мучительное наказание». (Сура ат-Тауба, 9/34)

Благородный Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), говорил:

«С урожая, полученного с земель, орошаемых дождем или родниковой водой, или влажных по своей природе, нужно выплатить 1/10 закята. А с животных или с урожая с земель, поливаемых вручную (то есть, водой, доставляемой с других мест), закят выплачивают в соотношении 1/20». С земель, поливаемых речной или дождевой водой, выплачивают закят-‘ушр, то есть 1/10 часть. Что касается земель, поливаемых с помощью верблюдов, нужно выплатить закят в соотношении 1/20». (Бухари, Закят, 55; Муслим, Закят, 8; Абу Дауд, Закят, 5, 12; Тирмизи, Закят, 14; Насаи, Закят, 25; ибн Маджа, Закят, 17; Дарими, Закят, 29; Малик, Муватта, Закят, 33).

Хадисы, касающиеся конкретно меда:

Эти хадисы приходят в разных вариациях, поэтому приведу лишь некоторые из них, на которые опираются факихи. Кто знает арабский, сами могут найти эти хадисы.

1. Абу Саяйра Аль-Матаи (да будет доволен им Аллах) сказал Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствет): «О Посланник Аллаха! Воистину у меня есть пчёлы». Посланник Аллаха сказал: «Отдай десятину». Абу Саяйра Аль-Матаи (да будет доволен им Аллах) попросил: «О Посланник Аллаха! Сохрани их для меня», и он их сохранил.

Приводят Ахмад, Ибн Маджа и Аль-Байхакый.

1823 حدثنا أبو بكر بن أبي شيبة وعلي بن محمد قالا حدثنا وكيع وسعيد بن عبد العزيز عن سليمان بن موسى عن أبي سيارة المتعي قال قلت يا رسول الله إن لي نحلا قال أد العشر قلت يا رسول الله احمها لي فحماها لي

https://www.islamweb.net/ar/library/index.php?page=bookcontents&ID=1813&bk_no=5&flag=1

2. Приводит Абдурраззак в своём сборнике «Мусаннаф» от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел жителям Йемена брать десятину у пчеловодов.

3. Приводит Ибн Маджа: «Рассказал нам Мухаммад бин Яхья от Нуайма бин Хаммада, от Ибн Аль-Мубарака, от Усама бин Зайда, от Амр бин Шуайба, тот от своего отца, а тот от своего отца Абдулла бин Амра, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) брал десятину с мёда».

4. Аль-Байхаки передал со слов Саида ибн Аби Забаба: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовал его (закят с меда) для своего народа, и Он сказал им: платите десятую часть из меда. И пришел с ним Умар, и он принял его и продал, а затем сделал как милостыню мусульманам». – и в иснаде его Мунир ибну АбдиЛлях, считали его слабым аль-Бухари и другие.

وروى البيهقي عن سعيد بن أبى ذباب: “أن النبي -صلى الله عليه وسلم- استعمله على قومه، وأنه قال لهم: أدوا العشر في العسل، وأنه أتى به عمر فقبضه، فباعه، ثم جعله في صدقات المسلمين” وفي إسناده منير بن عبد الله ضعفه البخاري وغيره (التلخيص ص 180 )

5. И в передаче от него, “Что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своему народу: «Нет блага в имуществе, с которого нет закята», и он сказал: «Поэтому я взял с каждого десятого бурдюка бурдюк и принес его Умару ибн Аль-Хаттабу, и он сделал этот бурдюк милостыней мусульман» (передано Саидом в его Сунне) (Аль-Мугни: 2/715).

وفى رواية عنه أنه قال لقومه: إنه لا خير في مال لا زكاة فيه، قال: فأخذت من كل عشر قرب قربة، فجئت بها إلى عمر بن الخطاب، فجعلها في صدقات المسلمين (رواه سعيد في سننه) (المغنى: 2/715)

Закят с меда. Полный разборЗакят с меда. Полный разборЗакят с меда. Полный разборЗакят с меда. Полный разборЗакят с меда. Полный разборбурдюк арабский
Бурдюк выглядит так

6. И Аль-Атрам передал от него, что Умар приказал ему заплатить одну десятую (Там же в аль-Мугни, с. 714) относительно меда.

وروى الأثرم عنه: أن عمر أمره في العسل بالعشر (المرجع السابق ص 714).

7. Сказал Атрам: я спросил у Абу Абдуллаха, т.е. ибн Ханбаля: “Ты утверждаешь, что в меде закят?” Он сказал:”Да, утверждаю, что в меде закят, т.к. Умар брал с них закят”. Я сказал: “Это исходя из того, что они сделали это добровольно?” Он сказал:”Нет, а взял его у них”. Аль-Мугни, 2/713

قال الأثرم: سُئل أبو عبد الله ـ يعنى ابن حنبل ـ أنت تذهب إلى أن في العسل زكاة؟ قال: نعم أذهب إلى أن في العسل زكاة، فقد أخذ عمر منهم الزكاة قلت: ذلك على أنهم تطوعوا به؟ قال لا، بل أخذه منهم (المغنى: 2/713).

На основе этих хадисов первая группа ученых: ханафиты, ранние шафииты, ханбалиты, а так же Макхул (был как Хасан аль-Басри в Басре), аз-Зухри, Сулейман ибн Муса, аль-Аузаги и Исхак вывели, что закят с меда обязателен.

Так же это передает ат-Тирмизи от многих обладателей знания.

Эти ученые говорят, что ввиду большого количества передач по разным цепочкам и действиям сахабов, можно судить об обязательности меда с закята. Имам Ахмад, например, подтверждает, что Умар брал закят не по договоренности и ему не приносили его добровольно (см. хадис 7).

Так же ибн Каййим подтверждает слова выше.

قال ابن القيم بعد أن ذكر هذه الأحاديث وتضعيف الآخرين لها: وذهب أحمد وجماعته إلى أن في العسل زكاة ورأوا أن هذه الآثار يقوى بعضها بعضًا، وقد تعددت مخارجها واختلفت طرقها، ومرسلها يعضد بمسندها، وقد سئل أبو حاتم الرازي عن عبد الله والد منير عن سعد بن أبى ذباب: يصح حديثه ؟ قال: نعم (زاد المعاد: 1/312، والحديث من رواية منير بن عبد الله عن أبيه عن ابن أبى ذباب).

Так же об том, что тексты усиливаются говорит и аш-Шаукани, который известен очень большими ограничениями к закяту:

Поэтому он сказал: «Гушр обязателен в меде». …. затем он сказал: «Все они не лишены действительности, чтобы ссылаться на это».

وقد ذهب الشوكاني إلى ذلك في “الدرر البهية” رغم ميله إلى التضييق في إيجاب الزكاة، فقال: “ويجب في العسل العشر” وأيده شارحها صديق حسن خان، وذكر الآثار الواردة، ثم قال: وجميعها لا يقصر عن الصلاحية للاحتجاج به (الروضة الندية: 1/200).

Как видим, далеко не большинство ученых говорят, что нет закята с меда, как утверждают некоторые. И слова “Нет ничего достоверного о закяте с меда” тоже не совсем соответствуют действительности.

Кто и почему говорит, что нет с меда закята?

Основу составляют маликиты и поздние шафииты, которые говорят, что указанные хадисы слабые и нет единого мнения о них, а так же по аналогии сравнивают мед с молоком от коров (аль-Мугни, 713). Как уже сказали выше, разные ученые по-разному относятся к этим хадисам и передатчикам, но ввиду разных путей передач и разных текстов, указывающих на основной смысл, многие взяли эти хадисы. И, как уже упоминалось, даже если они ослабляют эти хадисы, говорят, что отдавать закят с меда – желателен.

Так же эти хадисы не отвергал абсолютно ат-Тирмизи, как сказано ниже:

Следовательно, Тирмизи, да помилует его Аллах, не отрицал полностью достоверность хадисов этой главы, как говорили другие, но он сказал: “И не здоровы в этой главе важные вещи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует” (Сахих Тирмизи объяснил Ибн Аль- Араби: 2/123). Это правильный перевод, а не “В этой большой теме нет ничего достоверного от Пророка, мир ему и благословение Аллаха”.

ولهذا لم يجزم الترمذي رحمه الله بنفي الصحة عن أحاديث هذا الباب نفيًا مطلقًا كما قال غيره، بل قال: ولا يصح في هذا الباب كبير شيء عن النبي -صلى الله عليه وسلم- (صحيح الترمذي شرح ابن العربى: 2/123).

Так же есть другая группа ученых, которая заняла позицию между двумя противоположными группами.

И из них Абу Убейд, который сказал, что он настаивает на закяте с меда, но нет греха в его сокрытии и не берут его насильно.

Какое мнение наиболее сильное?

В данном случае нужно пользоваться фетвами, которые даются для вашей местности, а не брать мнения с ютуба или же искать облегчений. Мнения с ютуба – не фетвы, даже для тех стран, в которых они озвучиваются!!! Особенно нужно быть внимательным, если они противоречат мнениям местности и вносят раскол в ряды мусульман: когда один говорит “Я придерживаюсь другого мнения и не буду отдавать” и т.д. Для того, чтобы понять важность этого действия, нужно просто вернуться к хадису 7 выше, особенно к словам “Я спросил: “Это исходя из того, что они сделали это добровольно?” Он сказал:”Нет, а взял у них”, а также еще раз прочитав мнение Абу Убейда о принуждении.

Если вы живете в Дагестане и ваш муфтият не предписывает закят с меда в виду использования правил шафиитского фикха – вам его не обязательно давать, однако, как уже упоминалось об этом ранее – весьма и весьма желательно. И обязательно учитывать продажи с меда, если не даете закят 10%, т.к. он идет как товар и с него выплачивается 2,5%.

Если вы находитесь в местности, где судят по ханафитскому мазхабу (а это большая часть территории России), то вам обязательно выплачивать закят в размере 10% от любого количества меда (хоть с малого, хоть с большого). Важность этого действия можно оценить хотя бы по Кувейту, в котором закят с меда обязателен.

Соответствующая фетва на сайте ДУМ РТ, а так же фетва, которая полностью описывает закят с меда для России:

Еще один случай верен для ханафитского и ханбалитского мазхабов: если человек получил мед с территории ушр*, на мед выплачивается 10-процентный ушр (закят). (Бидаят-уль-мубтади. Том 1, стр. 36) согласно мнения Абу Ханифы (коротко о его усуле здесь).

قال أبو حنيفة رحمه الله في قليل ما أخرجته الأرض وكثيره العشر سواء سقي سيحا أو سقته السماء  وفي العسل العشر إذا أخذ من أرض العشر
Данное правило основано на сообщении господина Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах):

كتب رسول الله صلى الله عليه وسلم إلى أهل اليمن أن يؤخذ من العسل العشر

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) написал жителям Йемена, что ушр (десятина) должен вычитаться из меда (в качестве закята). (Байхаки. – Том 4, стр. 126)

* Так, например, Саудовская Аравия – полностью гушр-земля. Но есть и другие варианты, когда земля становится ушр-землей. Если говорить о России, то, согласно мнению имама Абу Ханифы (и ханафитская фетва дается по его мнению), ушр (10 %) на мед подлежит уплате в том случае, если мед производится на земле, принадлежащей мусульманину. (Тасхих ва Тарджих аля «Мухтасар» Кудури. – Стр. 200)

وفي العسل العشر إذا أخذ من أرض العشر قل أو كثر
قوله: وفي العسل العشر: رجح قوله ودليله (أي قول أبي حنيفة ودليله) المصنفون واعتمده النسفي وبرهان الشريعة

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр выдачи фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q586

И Аллах знает лучше.

Ахмад ат-Татарстани

Поделиться ссылкой: